Главная
 
 

   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 

Проводится набор на дистанционные курсы повышения квалификации 'Информатизация образовательного процесса. Электронное обучение'
подробнее   >>>
 


все новости...

 
 
Отправить форму Консультации о поступлении
 
 

Компоновка рабочего места водителя трактора

Порядок компоновки рабочего места водителя трактора мето­дически отличается от изложенного порядка работ при проекти­ровании автомобилей.

Управление машинно-тракторным агрегатом осуществляется од­ним водителем (оператором). Поэтому на тракторах в большин­стве случаев достаточно устанавливать одноместные кабины. От­дельные фирмы устанавливают по заказу съемное сиденье для пас­сажира.

Нормируют минимальные размеры одноместных кабин, в ос­новном ширину и высоту. При этом руководствуются антропомет­рическими данными водителя 95-го уровня репрезентативности. Длину кабины не регламентируют, так как она во многом зависит от компоновки трактора.

При компоновке рабочего места водителя трактора прежде всего Необходимо определить минимальные размеры и геометрическую форму поверхностей, ограничивающих пространство внутри кабины вокруг располагающегося на сиденье в удобной рабочей позе оператора. Эти параметры задаются стандартами. Изменять огра­ничивающие размеры в меньшую сторону нельзя, и обычно их увеличивают, потому что в кабине предусматривается место для верхней одежды, аптечки, термоса с водой или пищей, а иногда и для второго сиденья.

Внутренние размеры кабины задаются от контрольной точки отсчета сиденья (КТС) по ГОСТ 27715-88.

Минимальные размеры одно- и двухместных кабин сельско­хозяйственных и лесохозяйственных тракторов установлены в ГОСТ 12.2.120 — 88. Для одноместной кабины минимальная высота 1010 мм, минимальная ширина 900 мм на высоте от 310 до 810 мм от горизонтальной плоскости, проходящей через КТС (рис. 2.19). Ширина двухместной кабины на этой же высоте должна быть не менее 1400 мм. Расстояние от вертикальной плоскости, проходя­щей точку отсчета сиденья (ТОС), до задней стенки кабины долж­но быть не менее 365 мм. Минимальные размеры одноместной кабины и кабины с допол­нительным сиденьем, рассчитанные на работу сидя, для промыш­ленных тракторов регламентируются ГОСТ 12.2.121 — 88.

К конструктивным элементам, обеспечивающим безопасный вход и выход из кабины трактора, относятся следующие: дверной проем и двери кабины, ступеньки, поручни, аварийный люк. Полностью удовлетворяет требованиям безопасности по входу и выходу кабина со следующими параметрами:

высота пола кабины от опорной поверхности 1008 мм;

высота дверного проема 1600 мм;

ширина дверного проема 400 мм;

ширина, глубина и высота ступеньки над уровнем опорной поверхности соответственно 300, 100 и 520 мм;

расстояние между поверхностью пола и уровнем последней ступеньки 316 мм;

угол выноса ступеньки наружу 55...65°.

В соответствии с требованиями международных (ИСО) и оте­чественных стандартов тракторы должны быть оборудованы под­ножками и (или) лестницами при обязательном наличии поручней и (или) перил. Расположение, размеры, требования к материалам этих элементов оговорены в стандарте. В качестве промежуточных подножек могут быть использованы конструктивные элементы иного назначения.

Размеры дверного проема при максимально возможном откры­тии двери установлены ГОСТ 12.2.120 — 88. Если опера­тор работает сидя, то высота дверного проема должна быть не менее 1300 мм, а если в положении стоя — 1800 мм. Заштрихован­ная зона  относится к кабине, где оператор работает сидя. Если двери открываются менее чем на 90°, размеры дверно­го проема должны быть увеличены настолько, чтобы размер в свету соответствовал указанным на рис. 2.22.

Кабина трактора должна иметь не менее трех аварийных выхо­дов, которыми могут быть двери, окна, люки, причем каждый выход следует размещать на противоположных сторонах (на стен­ках, в крыше) кабины. Это требование важно соблюдать для по­вышения безопасности при опрокидывании трактора и заклини­вании дверей. Размеры аварийных выходов должны соответство­вать размерам дверного проема или быть следующими: для квад­ратного сечения не менее 600x600 мм; для прямоугольного — 470 х 650 мм; для круглого — 700 мм в диаметре; для овального — главные оси эллипса не менее 640 и 440 мм. Аварийные выходы должны открываться без применения инструмента. Окна кабины, если они предназначены для аварийного выхода, должны быть оснащены средствами для разбивания или оперативного демонта­жа стекол.

Во-первых, при различной высоте сиденья для удобной рабочей позы оператора требуется разное расстояние до педалей: при низком сиденье оно увеличивается, при высоком — умень­шается. Во-вторых, операторы имеют разные антропометрические характеристики, и для удобства их работы сиденье должно регу­лироваться в продольном направлении на ±75 мм, по вертикали на ±40 мм относительно среднего положения, что также не по­зволяет жестко задать продольные размеры.

Расположение основных органов управления трактором пока­зано на рис. 2.23. Вертикальный и горизонтальный размеры, опре­деляющие взаимное расположение сиденья и центров педалей сцепления и тормозов, приведены ниже, мм:

Положение рулевой колонки должно регулироваться в продоль­ном направлении (по углу установки) и по высоте (вдоль оси ко­лонки) на величину (100 + 20) мм бесступенчато или с фиксацией не менее чем в четырех положениях по углу и в пяти — по высоте.

Опорные площадки основных педалей должны иметь длину и ширину не менее 60 мм, расстояние между кромками площадок неблокируемых между собой педалей — 50... 100 мм, блокируе­мых — 5... 20 мм. Угол разворота опорных площадок педалей, при­водимых в действие стопой, не должен превышать 15° от продоль­ной плоскости машины.

Расстояние от рукояток рычагов при любом их положении до элементов интерьера и до соседних рычагов должно быть не менее 50 мм, если рычаги приводятся в движение кистью, и не менее 25 мм, если они приводятся в движение пальцами. Если рычаги перемещаются одновременно двумя руками или предполагается работа в рукавицах, а также при отсутствии визуального контроля за положением рычагов расстояние между расположенными рядом и управляемыми кистью рычагами увеличивается до 100... 150 мм. Разумеется, что рукоятки органов управления, особенно управ­ления движением, необходимо располагать в пределах зоны дося­гаемости оператора. При этом угол сгиба руки оператора в локте­вом суставе должен быть близок к 135°, а усилие должно прикла­дываться в направлении «прямо на себя —от себя».

При работе рычагами точного и непрерывного управления в условиях значительных вибраций и колебаний, особенно низко­частотных, необходимо предусматривать опору для рук, напри­мер подлокотники.

Обзорность с рабочего места оператора трактора имеет важное значение, потому что многие технологические операции, выпол­няемые с помощью тракторов, требуют очень точного позициони­рования рабочих органов машины, колес и гусениц относительно других предметов, а также точного выдерживания траектории дви­жения машины. Основными оценочными показателями являются углы обзора функциональных зон и объектов наблюдения.

В качестве исходной точки отсчета параметров обзорности для сельскохозяйственных тракторов принята точка К, имеющая коор­динаты 670 мм вверх и 10 мм вперед относительно КТС в продоль­ной вертикальной плоскости. Ее положение имитирует положение глаз оператора. Углы, определяющие обзорность сельскохозяй­ственного трактора из кабины по ГОСТ 12.2.019 — 86,  а их значения приведены в табл. 2.6.

Для тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин осо­бое значение имеет обзорность передних колес или передних час­тей гусениц. Эти параметры также регламентируются стандартом.

К тракторам универсально-пропашным и общего назначения (к каждому типу отдельно) предъявляются дополнительные тре­

Таблица 2.6

Углы обзора, °, через окна кабины сельскохозяйственного трактора

 

 

Обозначение

Колесные

* тракторы

Гусеничные

Зона обзора

угла обзора

тяговых классов

тракторы всех

 

на рис. 2.24

0,6...2

выше 2

классов

Передняя

Α1

60

60

60

 

β,**

12

8

5

 

β 2

35

35

35

Боковая

γ1, γ3

γ2, γ4

10

5

5

 

 

35

25

30

Задняя

 

30

30

30

 

Рз

11

8

8

__

Р4***

30

30

30

Передняя (через

аз

20

20

30

зону очистки

Р5

8

5

3

стеклоочистителя)

Рб

20

20

20

* Для тракторов тяговых классов 5 и выше со смещенным вправо сиденьем Углы обзора должны быть: а, > 60° влево; а, > 25° вправо; у2 > 35°; у4 > 20°.

** Для тракторов, выполняющих транспортные работы на дорогах общего Назначения.

** Допускается уменьшение угла до 20° для тракторных самоходных шасси с Расположением двигателя позади кабины.

бования в соответствии с техно­логическим назначением. Так, для универсально-пропашных тракторов необходимо обеспе­чить видимость точек 1 и 2, как показано на рис. 2.25. Это связа­но со спецификой перемещения трактора в междурядьях обраба­тываемой культуры. Расстояние 250 мм между точками / и 2 га­рантирует хорошую видимость защитной зоны.

На колесных тракторах обще­го назначения тяговых классов 3...5 обязателен обзор участка А (рис. 2.26) площади перед перед­ним колесом, а в гусеничных тракторах тяговых классов 2... 5 — обзор передней части гусеницы (точка 1) и участка А площади перед гусеницей. В этой зоне располагается борозда, от­носительно которой направляют движение трактора общего назначения, или другой ориентир в зависимости от выполняемой опе­рации.

Во многих случаях для обеспечения видимости этих зон в ниж­ней части кабины или дверей трактора устраиваются специаль­ные окна.

При использовании тракторов на транспортных работах на до­рогах общего назначения на них распространяются правила ЕЭК

ООН, согласно которым в пределах каждого сектора (/, 2



Основные сведения об антропометрии Посадочные манекены Хиротехника Общие сведения Компоновка рабочего места водителя автомобиля и места пассажира Общая компоновка приборной панели Информативность приборной панели Современное состояние среды обитания человека Природная среда  Техносфера 

 
   
   

Реклама: