Под компоновкой рабочего места водителя будем понимать основные геометрические размеры, характеризующие его положение относительно кабины, и размещение органов управления.
Для предварительного размещения водителя в кабине используется двухмерный посадочный манекен 95-го уровня репрезентативности (ГОСТ 20304—90). Работа обычно проводится в масштабе 1:5 (иногда 1:10), что обеспечивает необходимую на этом этапе точность, а графические изображения получаются достаточно компактными. Если работа выполняется с использованием какой-либо из компьютерных конструкторских программ, то вопрос о выборе масштаба отпадает, поскольку вывести изображение на печать (для обсуждений и утверждения) можно в любом масштабе без потери точности.
В зависимости от типа транспортного средства выбирается тот или иной тип посадки водителя. В легковом автомобиле водитель располагается низко, ноги почти вытянуты, спинка сиденья отклонена от вертикали на значительный угол, что позволяет получить небольшую высоту автомобиля, соответственно уменьшив аэродинамическое сопротивление. В грузовом автомобиле и тракторе водитель располагается на более высоком сиденье, ноги больше согнуты в коленях, спинка сиденья расположена почти вертикально. При таком расположении водителя длина кабины минимальна, а ее высота с точки зрения аэродинамики не имеет решающего значения из-за больших габаритных размеров машины по высоте (грузовой автомобиль) или небольшой скорости движения (трактор).
Размещение водителя начинают с построения внутренних (обращенных к водителю) границ пола и перегородок. Причем под термином перегородка в соответствии с ГОСТ Р 41.35 — 99 понимается любой постоянный элемент конструкции (например, тоннельный выступ над карданным валом или коробкой передач, колесный кожух, боковая панель кузова и т.п.).
Затем, исходя из типа (категории) транспортного средства, назначают высоту сиденья с учетом деформации подушки, которую принимают для легкового автомобиля ориентировочно около 80... 100 мм, для грузового автомобиля и трактора — соответственно меньше. Если предполагается использование подрессоренного сиденья, то учитывают его перемещение под весом водителя (статический прогиб с учетом характеристики упругости подвески сиденья). Подробно «взаимодействие»
Для определения положения сиденья водителя по длине и наклона спинки пользуются данными из стандартов. В качестве примера на рис. 2.2 и в табл. 2.1 приведены значения углов между элементами посадочного манекена и, соответственно, водителя грузового автомобиля, автобуса, троллейбуса и других машин с похожей посадкой водителя
Таблица 2.1
Параметры рабочей позы водителя грузового автомобиля, автобуса
и троллейбуса
Наименование параметра |
Обозначение на рис. 2.2 |
Значение, ° |
Угол отклонения туловища от вертикали |
А1 |
10...25 |
Угол между туловищем и бедром |
А2 |
90 ...120 |
Угол между бедром и голенью |
Аз |
95 ... 135 |
Угол между голенью и стопой |
А4 |
90 |
для правой ноги в рабочем положении |
|
|
Угол между туловищем и плечом |
A5 |
5...50 |
Угол между плечом и предплечьем |
А6 |
80... 160 |
Угол между предплечьем и кистью |
А7 |
170 ...190 |
Угол наклона бедра к горизонтали |
А8 |
>4 |
Примечание. Если угол А4 не установлен, то рабочее положение стопы правой ноги принимается равным половине полного хода педали акселератора.
Для конкретного определения рабочей позы водителя необходимо прежде всего ориентироваться на здравый смысл, разумеется, не нарушая при этом требований стандарта. Каждый человек, и компоновщик в частности, много раз видел сидящих людей и, взглянув на положение посадочного манекена, может с достаточной точностью предположить, удобная у него поза или нет.
Для легковых автомобилей, как указывалось выше, сиденье имеет меньшую высоту, ноги более вытянуты (угол А3 больше), спинка сиденья наклоняется на больший угол {Ах — 30° и более).
Углы А5, A6, А7 определяют положение рук водителя на рулевом колесе.
Чаще всего диаметр рулевого колеса составляет 350...420 мм, однако на спортивных автомобилях он может быть и 280 мм, а на тяжелых грузовиках и автобусах — до 600 мм. С увеличением диаметра, естественно, увеличивается крутящий момент, который водитель может приложить к нему при одинаковом усилии на ободе, но одновременно уменьшается достижимая скорость вращения руля («скорость руления»). Именно поэтому на спортивных машинах применяют руль малого размера, а на тяжелых машинах — большого, это увеличивает безопасность в случае отказа рулевого усилителя. Диаметр обода руля обычно около 20...30 мм.
На усилие, которое водитель может приложить к ободу рулевого колеса, существенно влияет угол его наклона (рис. 2.3). Если принять за 100 % достижимое усилие при почти вертикальном положении плоскости руля (10° относительно вертикали), то при почти горизонтальном положении (80°) усилие увеличивается примерно на 25 %.
Это объясняется анатомическими особенностями человека.
Параметры рабочего места водителя для грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов, регламентированные ОСТ 37.001.413 — 86, приведены на рис. 2.4 и в табл. 2.2.
Таблица 2.2
Параметры рабочего места водителя грузового автомобиля, автобуса
и троллейбуса
Наименование параметра |
Обозначение |
Значение, |
на рис. 2.4 |
мм |
Расстояние от нижнего края нерегулируе- |
е |
≥ 180 |
мого рулевого колеса до ненагруженной |
|
|
поверхности подушки сиденья при верх- |
|
|
нем положении сиденья на всем диапазоне |
|
|
продольной регулировки |
|
|
Расстояние от точки L до внутренней |
h |
1100 |
обивки крыши (сиденье в крайнем заднем |
|
нижнем положении по регулировке) |
|
|
Ширина рабочего места водителя |
b |
≥ 750
≥ 350 |
Расстояние от левой внутренней стенки |
b1. |
кабины до оси симметрии сиденья |
|
Примечание. В обоснованных случаях (оговоренных в стандарте) значения е, h и о, могут быть уменьшены.
|