Главная
 
 

   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 

Проводится набор на дистанционные курсы повышения квалификации 'Информатизация образовательного процесса. Электронное обучение'
подробнее   >>>
 


все новости...

 
 
Отправить форму Консультации о поступлении
 
 

Эргономика

Автомобили и тракторы создаются для людей. Эта простая фра­за по существу определяет задачи эргономики и дизайна приме­нительно к этим машинам.

Эргономика (от греч. ergon — работа, nomos — закон) — наука о приспособлении орудий и условий труда к человеку. Она изучает особенности человека и его функциональные возможности в про­цессе труда с целью создания оптимальных условий для высокой производительности и надежности.

Эргономика как наука оформилась сравнительно недавно, всего несколько десятилетий назад, но основы эргономических знаний были заложены еще в тот период истории человечества, когда появились первые орудия труда, изготовленные людьми. Тогда же люди стали оценивать эти орудия труда по простейшему крите­рию — «удобно —неудобно».

Основной задачей эргономики можно считать повышение на­дежности функционирования человекомашинных систем. Стати­стика техногенных катастроф показывает, что наименее надеж­ным элементом таких систем является человек (проявляется так называемый «человеческий фактор»). Одной из наиболее актуаль­ных является задача согласования конструкции машины в той ее части, которая связана с человеком, с его психологическими и физиологическими характеристиками.

Эргономика — это комплексная наука, она базируется на фи­зиологии, биологии, медицине, психологии, биомеханике, про­мышленной гигиене, нейрофизиологии, антропометрии и других науках о человеке. В данном учебнике с учетом приложения эрго­номики к определенным промышленным изделиям будут рассмот­рены прежде всего антропометрия, инженерная психология, хиротехника.

Антропометрия занимается изучением размеров и формы че­ловеческого тела и его составных частей, исследует направления и пределы движений частей тела и силы мускулов. Она является частью общей науки о человеке — антропологии. Без знания ос­новных антропометрических характеристик невозможно правиль­но разместить органы управления автомобилем или трактором.

Инженерная психология изучает объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники, на инженерной психологии базируется, в частности, построение приборной панели и способы представления информации на ней.

Хиротехника изучает взаимодействие рук человека с различны­ми рукоятками, кнопками, включателями и другими элементами машин, приборов и иных промышленных изделий. Второе определяющее слово в названии этого учебника и соот­ветствующей дисциплины — дизайн.

Дизайн (от англ. design — замысел, проект, чертеж, рисунок) — термин, обозначающий различные виды проектировочной дея­тельности, имеющей целью формирование эстетических и функ­циональных качеств предметной среды. В узком смысле дизайн — художественное конструирование (вид художественной деятель­ности, проектирование промышленных изделий, обладающих эс­тетическими свойствами).

Дизайнер — это специалист, не просто разрабатывающий худо­жественный образ изделия, а ведущий художественное конструи­рование.    Дизайнерские подразделения промышленных предприятий и фирм, связанных с производством автомобилей и тракторов, чаще всего входят в службу главного конструктора.

Деятельность различных специалистов, принимающих участие в разработке конструкции изделия, можно разделить на две катего­рии — техническое конструирование и эвристическая деятельность.      

Под техническим конструированием обычно понимают работу (расчетную, компоновочную, графическую, чертежную и т.п.), основанную на определенном алгоритме, на запрограммирован­ной схеме, на стандартах, нормах и правилах. Результат такой ра­боты проявляется, в нашем случае, в эргономических качествах автомобиля и трактора. Эвристическая деятельность в большей степени основана на технической эрудиции, она строится на системе логических при­емов и методических правил.     Эвристической можно назвать работу изобретателя. Работа дизайнера занимает промежуточное положение между этими двумя видами творческой деятельности. Идейной основой дизайна является техническая эстетика. Если специалист занимается только созданием художествен­ного образа изделия, то он является скорее стилистом или худож­ником-оформителем, и чаще всего разработанное им изделие при внешней привлекательности не обладает необходимыми эргоно­мическими качествами. Возможно, одним из наиболее ярких и всем известных примеров такого подхода может служить хрусталь­ная туфелька Золушки, безусловно, прекрасная внешне, но вряд ли удобная.         И это естественно, потому что создавшая ее фея ско­рее всего не имела достаточного представления об эргономике (из-за недостатка в программе профессиональной подготовки вол­шебницы). И эргономика, и дизайн как вид профессиональной деятель­ности могут рассматриваться в различных аспектах: социальном, техническом, экономическом и эстетическом.   Социальный аспект учитывает объективную потребность обще­ства в транспортных средствах (легковые и грузовые автомобили, автобусы) и в различных рабочих машинах (сельскохозяйственные, лесотехнические, промышленные и многие другие тракторы).

        Технический аспект применительно к направленности данной книги проявляется в обеспечении удобного размещения людей на сиденьях, удобного входа-выхода, доступности органов управления и оптимальных усилий на них, хорошей обзорности и многого другого.

Непременным условием высокого уровня конструктивной и дизайнерской проработки машины является также приспособлен­ность к техническому обслуживанию с возможно большими ин­тервалами между этими обслуживаниями.

Экономический аспект находит отражение в двух сферах. Во-пер­вых, в сфере производства машины, проявляясь в ее себестоимо­сти (и цене); во-вторых, в сфере эксплуатации. Эксплуатационные расходы складываются из затрат на эксплуатационные материалы, прежде всего топливо, и затрат на техническое обслуживание. Очевидно, что при улучшении обтекаемости (аэродинамики) лег­кового автомобиля или автопоезда расход горючего снижается, а воздействовать на это может в первую очередь дизайнер путем создания рациональной формы кузова. Рациональная компоновка салона городского автобуса позволяет уменьшить время входа-вы­хода пассажиров, т.е. время пребывания машины на остановках, повышается средняя скорость движения автобуса, сокращается себестоимость перевозки в пересчете на одного пассажира. Тот же эффект может дать разумное увеличение вместимости автобуса.

Эстетический аспект проявляется прежде всего в привлекатель­ности автомобиля или трактора для потенциального покупателя, в его конкурентоспособности. Но не только в этом выражается вли­яние эстетических свойств автомобилей на общество. Автомоби­ли во многом формируют облик современных городов, оказыва­ют большое влияние на сельский пейзаж (скоростные автодоро­ги, путепроводы, мосты). Влияние тракторов менее выражено, потому что они обычно используются вне большого скопления людей, и их воздействие на развитие общества сказывается ско­рее в результатах их работы: в возделанных полях, построенных дорогах и т. п.

Не будет преувеличением сказать, что легковой автомобиль в известной мере является законодателем моды, существует и не­сомненное влияние моды на автомобиль. Взаимное влияние авто­мобиля на моду и моды на автомобиль является также и соци­альным фактором.



Предлагаем купить новые (2014 г.) тракторные прицепы самосвальные 2ПТС-4,5.

Двигатель Прочие элементы конструкции Общие нормы эксплуатационного пробега шин грузовых автомобилей, прицепов, полуприцепов и автобусов, тыс. км Примечания Общие нормы эксплуатационного пробега диагональных шин легковых автомобилей, тыс. км Основные сведения об антропометрии Посадочные манекены Хиротехника Общие сведения Компоновка рабочего места водителя автомобиля и места пассажира 

 
   
   

Реклама: