Клеи и герметики — это составы, которые при определенных температурных или иных условиях (например, нагрев или охлаждение; полимеризация смол) способны затвердевать и прочно соединять (уплотнять разъемы поверхностей деталей) однородные или различные материалы (табл. 36).
Таблица 36
Клеи и герметики, используемые при ремонте автомобилей
Вид ремонта |
Марка, ГОСТ, ТУ |
Основа |
Наклейка тормозных накладок |
вс-ют
ГОСТ 22345-77 |
Фенолформальдегидная смола, поливинилацеталь, алкоксисалан |
Заделка трещин и пробоин, ремонт резьб под шпильки, восстановление посадочных мест под подшипники |
ЭД-10, ЭД-20 ТУ 6-15-662-85 |
Эпоксидная смола с наполнителем |
Рихтовка и заделка сварных швов |
ПЭ-0089, Хемпропол П ТУ 6-10-5050-86 |
Полиэфирная смола |
Фиксация резьбовых и гладких соединений |
Унигерм-6
ТУ 6-01-1326-86,
Анатерм 8К
ТУ 6-01-2-726-84 |
Эфиры акриловой и мета-акриловой кислот |
Ремонт камер шин |
РПД ТУ 38.104346-82 |
Эпоксидно-каучуковая |
Ремонт глушителя и выпускных труб |
ЭПК-11
ТУ 6-10-1998-85 |
То же |
Автогерметики-прокладки |
КЛТ-75Т
ТУ 38-103-606-86, Эластосил 137-83, ВАТТ-3
ТУ 6-02-1237-83 |
Кремнийорганические кау-чуки |
Герметизация остекления кузова |
51-Г6
ГОСТ 23744-79 |
На основе полиизобутилена |
Приклеивание дверных резиновых уплотнителей |
88Н
ТУ 38-1051061-82 88НП^З
ТУ 38-1052681-87 |
Каучук Наирит СРБК Каучук Наирит РНП |
Приклеивание обивки и тканей |
ГИПК-219
ТУ 5-05-251-21-78 |
Раствор хлоропренового каучука и модифицированной фенолоформальдегид-ной смолы |
Антикоррозионная защита нижней части кузова |
БМП-1
ТУ 6-05-251-21-78 |
На основе битума |
Эпоксидные композиции состоят из смеси эпоксидных смол с различными наполнителями (стальные или чугунные опилки; порошки графита, талька; алюминиевая пудра; асбест; стекловолокно или стеклоткань и др.) и пластификаторами (для уменьшения хрупкости). Эпоксидные композиции затвердевают (полимеризуются) только после добавления отвердителя. Композиции применяются при заделке трещин, вмятин и раковин, устранении коррозионных повреждений на кузове и оперении автомобиля.
Подготовка поверхностей к склеиванию состоит в зачистке от грязи, ржавчины и шероховке поверхности, а также ее обезжиривании бензином или растворителями.
Современными клеями склеивают различные пластические массы, силикатные и органические стекла, натуральные и искусственные кожи, каучуки и резины, керамику, изделия из бумаги и картона, различные породы дерева, хлопчатобумажные и шерстяные ткани, изделия из синтетических волокон, а также металлы и сплавы, неметаллические материалы и их сочетания (табл. 37).
Таблица 37
Применение клеев
Марка |
Назначение |
ВИАМБ-3 |
Склеивание текстолита, фанеры и дерева |
БФ-2 и БФ-4 |
Склеивание металлов и сплавов, керамики, стекла, дерева, кожи, текстолита, органического стекла |
Клей 88Н |
Склеивание холодным способом вулканизированной резины с металлом, кожей, деревом, стеклом |
Бакелитовый |
Склеивание текстолита, гетинакса, стекла и стеклоткани |
ПЭД-Б |
Склеивание винипласта, поливинилхлорида, металла и де-рева |
К- 153 |
Склеивание металла, стекла, поливинилхлорида |
ВК-3 и ВК-4 |
Склеивание стали, алюминия, титана, стеклотекстолита |
Высокая прочность клеевого соединения может быть обеспечена только при применении клея соответствующего состава и соблюдении технологического процесса склеивания:
— очистка и шероховка соединяемых поверхностей;
— обезжиривание их;
— нанесение клея тонким слоем и просушивание его;
— прессование склеиваемых деталей;
— нагрев для термической обработки клеевого соединения. Общим недостатком клеевых соединений является низкая температурная стойкость.
При ремонте автомобилей клей нашел применение для соединения фрикционных накладок с тормозными колодками и дисками сцепления. Используемый для этой цели клей ВС-ЮТ представляет собой раствор синтетических смол в органических растворителях. Это однородная прозрачная жидкость темно-красного цвета без посторонних примесей. Клей ВС-ЮТ можно применять для склеивания стальных деталей, дюралюминиевых, пластмассовых и других материалов. Он обладает высокой теплостойкостью, масло- и бензостойкостью, защитной способностью против коррозии, экологически, безвреден.
Приклеенные изношенные фрикционные накладки удаляются срезанием, помещением в горячий щелочной раствор или подогретую муравьиную кислоту или, наиболее часто, нагревом до температуры обугливания накладок (300—320°С).
Склеивание фрикционных накладок с тормозными колодками и дисками сцепления вместо соединения их на заклепках обеспечивает значительную экономическую эффективность главным образом за счет увеличения используемой толщины накладок и, следовательно, увеличения срока их службы. Клей ВС-ЮТ применяется также при ремонте пластмассовых деталей.
Детали из термореактивных пластмасс склеиваются смоляными клеями ВИАМ Б-3, БФ-2, БФ-4, К-17т основе фенолформальдегидных, эпоксидных и других смол. Склеивание деталей обеспечивается набуханием склеиваемых поверхностей и появлением клейкости.
Для склеивания органического стекла применяется дихлорэтан или клей, представляющий собой раствор опилок органического стекла в муравьиной кислоте или в дихлорэтане.
Приклеивание обивки к деревянным деталям производится нитроклеем АК-20 и к картону — клеем № 4010. Для приклеивания резиновых деталей к металлическим применяют клей № 88, № 88Н, № 66 или термопреновый. Приклеивание резиновых деталей к деревянным производят с помощью резинового клея НК.
|