Главная
 
 

   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 

Проводится набор на дистанционные курсы повышения квалификации 'Информатизация образовательного процесса. Электронное обучение'
подробнее   >>>
 


все новости...

 
 
Отправить форму Консультации о поступлении
 
 

Снижение эксплуатационного расхода топлив и масел

Затраты на топливо и смазочные материалы составляют 15—20% в себестоимости одного тонно-километра. Снижение этих затрат по­зволяет улучшить технико-экономические показатели работы авто­хозяйств.

      Экономия затрат на топливо и смазочные материалы достигается за счет сокращения расхода топлива и смазочных материалов на транс­портную работу, снижения потерь топлива и смазочных материалов во время их транспортирования, хранения и заправки, а также за счет сбора и регенерации жидких масел.

      Снижение расхода топлива и масел в процессе эксплуатации ав­томобиля означает, что при использовании того же их количества можно перевезти на автомобилях больше грузов и пассажиров, более полно удовлетворить потребности народного хозяйства в автомобиль­ных перевозках.

      Расход автомобилем топлива и масел при одних и тех же дорож-но-климатических условиях зависит от ряда факторов, важнейшими из которых являются:

      — соответствие применяемых топлива и масел конструктивным особенностям автомобиля и условиям эксплуатации;

      — техническое состояние и регулировка узлов, приборов и агрега­тов автомобиля;

      — мастерство вождения автомобиля.

      Использование топлива, не соответствующего конструктивным особенностям двигателя, неизбежно вызывает его перерасход. Это в первую очередь относится к таким показателям качества топлива, как октановое число и фракционный состав для бензинов, фракцион­ный состав и цетановое число для дизельных топлив. Кроме того, работа на таком топливе приводит к повышенным износам, пониже­нию надежности и другим недостаткам. Так, работа двигателя на бензине с тяжелым фракционным составом может дать увеличение расхода до 70% и повысить износы на 30—40% и более.

      Отрицательные результаты дает использование топлива, не соот­ветствующего климатическим и сезонным условиям.

      Качество топлива и масла оказывают взаимное влияние на их расход. Так, если топливо имеет тяжелый фракционный состав, то оно проникает в больших количествах в картер и преждевременно выводит из строя масло. В свою очередь, применение несоответству­ющих трансмиссионных масел и масел для двигателя вызывает уве­личение расхода не только самих масел, но и топлива.

      Консистентные смазки, имеющие высокую пенетрацию и низ­кую температуру каплепадения, также расходуются в больших коли­чествах, так как они легко плавятся и быстро вытекают из узлов тре­ния.

      Масло или смазка, не обладающие необходимыми свойствами, быстрее становятся непригодными для дальнейшей эксплуатации и их чаще приходится заменять свежими, что также увеличивает их расход.

      Таким образом, одним из условий снижения расхода топлив, масел и смазок на транспортную работу является соответствие их сорта (мар­ки) рекомендованным условиям эксплуатации. Техническое состоя­ние и качество регулировки узлов, приборов и агрегатов автомобиля также оказывают непосредственное влияние на величину расхода топ­лив, масел и смазок на единицу транспортной работы. Опыт показы­вает, что обычно износ деталей влияет на расход топлива в меньшей степени, чем регулировка. Так, значительный износ цилиндро-пор-шневой группы, сопровождающийся дымлением из маслоналивной горловины, увеличивает расход топлива на 4—6%. В то же время установка зажигания на 15—20% позднее необходимого увеличивает расход топлива на 15%; при увеличенной пропускной способности главного жиклера на 10% расход топлива возрастает на 3—7%; неис­правность работы свечи у 6-цилиндро-вого двигателя увеличивает расход топлива на 25 %, а отклонение от нормы (увеличение до 1 мм и уменьшение до 0,2 мм вместо 0,4 мм) зазора между контактами прерывателя-распределителя повышает расход топлива на 9—11 %.

      Повышенный расход топлива, кроме указанного выше, чаще все­го происходит по следующим причинам: неисправность или непра­вильная регулировка карбюратора, топливного насоса, форсунки; понижение компрессии в цилиндрах; неисправность прерывателя-распределителя; загрязнение впускного трубопровода смолистыми отложениями; подтекание топлива из приборов и трубопроводов си­стемы питания; пробуксовывание сцепления; чрезмерная затяжка подшипников ступиц колес и механизмов трансмиссии; понижен­ное давление воздуха в шинах; неисправность рулевого управления и неправильная регулировка тормозов. В целом расход топлива ав­томобилем может изменяться в зависимости от его технического состояния в пределах 20—30%, а при значительных неисправно­стях — и больше.

      На расход масла большое влияние оказывает износ поршневых колец, поршней и цилиндров двигателя. От их неудовлетворитель­ного состояния расход масла может вырасти вдвое. Так, при увели­чении прорыва газов в картер двигателя ГАЗ-51 с 15—25 л/мин (но­вый двигатель) до 60—100 л/мин (изношенный двигатель) расход масла возрастает в 2—2,5 раза. Увеличивается расход масла при не­исправной системе вентиляции картера, при перегреве и переохлаж­дении двигателя.

      Масла и смазки непроизводительно расходуются, когда неисп­равны сальники или имеются другие неплотности в картерах и узлах трения, через которые они вытекают.

      Лишь при технически исправном автомобиле с тщательно отре­гулированными и смазанными приборами, механизмами и агрегата­ми обеспечиваются минимальные потери энергии на трение и устра­няются потери топлив и масел вследствие подтекания. В этих усло­виях обеспечивается наиболее экономное расходование топлив и ма­сел.

      Значительное влияние на расход топлива и масел оказывает мас­терство вождения, т. е. правильная оценка дорожных условий, мак­симальное использование наиболее экономичных режимов работы двигателя, движение автомобиля по инерции (накатом) на спусках и при уменьшении скорости, своевременном переключении передач,  преимущественном движении на высшей передаче и др. Установлено, что в зависимости от техники вождения (квалификации водите- 3 ля) расход топлива изменяется до 20—25 %.

      При движении автомобиля необходимо как можно меньше прибегать к торможению, так как при торможении запасенная в автомобиле энергия без всякой пользы превращается в работу трения тормозных накладок и барабанов. Эта энергия должна быть использована на движение автомобиля накатом, что дает экономию топлива. Водители, экономящие топливо, расчетливо водят автомобили и при подъезде к препятствию или остановке производят лишь легкое тор­можение.

      Поддержание нормального теплового режима двигателя создает условия для экономного расходования топлива. Если температура охлаждающей воды снижается до 40—50°, то расход топлива повышается на 8—10%. То же происходит и при нагреве воды до 90—95°.

      Вследствие неэкономичной работы холодного двигателя, а также из-за загустевших масла и консистентной смазки в картере двигате­ля, агрегатах трансмиссии и узлах ходовой части после длительной стоянки автомобиля при температурах-10...-15° расход топлива, осо­бенно на первых километрах движения, в 1,5—2 раза превышает нор­мальный.

      При больших скоростях движения значительная часть энергии тратится на преодоление сопротивления воздуха. Так, при скорости автомобиля ГАЗ-51 70 км/ч на преодоление сопротивления воздуха тратится 24,6 л. с. (18,1 кВт), или примерно в 10 раз больше, чем при скорости 30 км/ч. Поэтому укладывают грузы так, чтобы они не уве­личивали лобовую площадь автомобиля.

      Для грузовых автомобилей расход топлива по норме поставлен в прямую зависимость от транспортной работы, т. е. от количества выполненных тонно-километров, что отражает реально фактический расход топлива, способствует лучшему использованию грузоподъ­емности автомобилей и ставит в более выгодные условия водителей тех автомобилей, у которых меньше пробеги без грузов и лучше ис­пользуется грузоподъемность. В нормах расход жидкого топлива для бортовых автомобилей установлен на 100 ткм и на 100 км пробега, т. е. на транспортную работу и на пробег.

      При этом на единицу транспортной работы затрачивается практи­чески одно и то же количество топлива для автомобилей разных мо­делей, но с двигателями одного и того же типа (дизельными или карбюраторными).

      Для легковых автомобилей, автобусов, грузовых такси, а также грузовых автомобилей, работа которых учитывается повременно, нор­мы расхода установлены на 100 км пробега.

      В нормах оговорены отдельные условия работы автомобилей, влияющие на расход топлива, и установлены пределы, в которых должны быть снижены или могут быть повышены нормы расхода топлива.

      Как исключение допускается увеличение норм расхода топлива до 35 % на срок не более 3 месяцев при работе автомобилей в тяже­лых дорожных условиях в период сезонной распутицы и снежных заносов, во вновь осваиваемых бездорожных районах, в карьерах и разрезах при перевозке породы, угля, руды.

      Для специальных автомобилей также установлены нормы расхо­да топлива, которые состоят из двух частей, из которых одна учиты­вает расход топлива на передвижение автомобиля и вторая — расход его на работу специальных автомобилей, связанную с использовани­ем имеющегося на них оборудования. Норма расхода, установленная на 100 км пробега, учитывает расход топлива на передвижение авто­мобиля к месту работы и от места работы. На работу, связанную с использованием имеющегося на автомобилях оборудования, норма расхода топлива установлена в зависимости от характера оборудова­ния на один из следующих измерителей: автомобиле-чае работы, на 100 км пробега, загрузку и разгрузку одного кузова (автомобили-му­соровозы), на погрузку и выгрузку шести контейнеров (автомобили-мусоровозы контейнерные), на наполнение и слив одной цистерны.

      Нормы на автомобиле-час работы установлены для автомобилей-снегопогрузчиков, автокранов, автобетономешалок и др.

      Расход смазочных материалов для газобаллонных автомобилей нормируется в тех же размерах, что и для аналогичных автомобилей, работающих на бензине.



Пластичные смазки Определение качества и марки пластичных смазок Нормирование расхода жидкого топлива Изменение норм Нормирование расхода смазочных материалов Снижение непроизводительных потерь топлива и масел Регенерация отработавших масел Эксплуатационные жидкости Электролит Амортизаторные жидкости 

 
   
   

Реклама: