Нормы могут быть повышены или снижены в зависимости от онкретных условий. При одновременном учете несколько факторов, озволяющих изменить исходные нормы, общую норму расхода ус-анавливают с учетом суммы или разности введенных поправок.
Повышение норм. Кроме уже перечисленных увеличений норм ля автомобилей различных типов допускаются и такие повышения:
— при работе в зимнее время при установившейся средней температуре воздуха ниже 0°С в южных районах — до 5 %, в районах с умеренным климатом — до 10%, в северных районах — до 15%, в районах Крайнего Севера — до 20%;
— при работе на дорогах в горных местностях (выше 1500 м над уровнем моря) в зависимости от высот — от 5 до 20%;
— при работе на дорогах со сложным планом (наличие в среднем на 1 км пути более пяти закруглений радиусом менее 40 м) — до 10%;
— для автобусов и автомобилей, работающих в черте города с частыми остановками (перевозки продуктов, вывозка мусора, внутризаводской транспорт и др.), — до 10%;
— для новых автомобилей (при пробеге первой тысячи километров) и автомобилей, вышедших из капитального ремонта, — до 5%;
— при работе в тяжелых дорожных условиях (сезонная распутица, снежные заносы) как исключение — до 35% на срок не более 1 месяца;
— при работе в карьерах (в тяжелых дорожных условиях), при движении по полю (сельскохозяйственные работы), а также при вывозке леса (на лесных участках до основной магистрали) — до 20%;
— при учебной езде — до 2%;
— при перевозке грузов, требующих пониженных скоростей движения автомобиля, — до 10%;
— при погрузочно-разгрузочных работах, где по условиям противопожарной безопасности запрещается останавливать двигатель (нефте- и спецсклады) на 1 ч простоя автомобиля — дополнительный расход топлива исходя из нормы расхода на 5 км пробега;
— для автомобилей, работа которых не учитывается в тонна-километрах (с почасовой оплатой), — на 10%.
Снижение норм. Нормы расхода топлива снижают до 15% при работе автомобилей на внегородских дорогах с усовершенствованным покрытием. При эксплуатации ведомственных автобусов, не работающих на регулярных маршрутах, — до 10%.
Сокращение непроизводительного расходования топлива зависит
от:
— технического состояния автомобиля;
— навыков вождения водителя;
— выбора маршрута;
— правильного транспортирования топлива;
— правильного хранения топлива и заправки им автомобилей. Несоблюдение правил транспортирования, хранения топлива и небрежность при заправке им автомобилей приводит к потере 10— 15% топлива. Топливо нужно перевозить только в специальных емкостях, оборудованных для этой цели.
Хранение топлива допускается только в специальных нефтехранилищах и в виде исключения (непродолжительное время) в бочках с герметически закрывающимися пробками, гарантированных от попадания на них солнечных лучей.
Все приборы системы питания и зажигания автомобиля, трансмиссия и ходовая часть, а также тормозная система и рулевое управление должны быть хорошо отрегулированы. Необходимо, чтобы автомобиль имел хороший накат, давление воздуха в шинах соответственно норме, а смазка не имела повышенной вязкости. Перерасход топлива может быть вызван нарушением теплового режима двигателя — переохлаждением или перегревом его.
|