Пластичные (антифрикционные) смазки используют главным образом для смазывания негерметизированных (не заключенных в картеры) узлов трения в механизмах автомобиля, а также для предохранения деталей от коррозии.
Пластичные смазки получают сплавлением жидких минеральных масел от 75 до 90% по массе с твердыми веществами (загустителями). Пластичные смазки — это однородные по составу без комков мази от светло-желтого до темно-коричневого цвета, некоторые из них имеют другой цвет, например, графитная — черного цвета, смазка № 158 — синего (табл. 24).
При изготовлении антифрикционных смазок в качестве загустителей применяют кальциевые, натриевые и другие мыла (соли естественных или синтетических жирных кислот). Защитные смазки получают загущением минеральных масел углеводородами (парафином, церезином, петролатумом), находящимися при нормальной температуре (20°С) в твердом состоянии.
Таблица 24
Характеристики основных смазок, применяемых для автомобилей
Показатель
Солидол
Пресс-солидол
Графитная
ЦИАТИМ-201
Литол-24
ФИОЛ-2М
ШРУС-4
ЦИАТИМ-221
Лита
Зимол
№ 158
Цвет
От светло-коричневого до темно-коричневого
Черный с серебристым оттенком
От желтого до светло-коричневого
Коричневый
Черный
Серебристо-черный
Светлосерый
Коричнево-желтый
От светло-коричневого до желто-коричневого
Синий
Класс консистенции
2
1
2
2
3
1
2
2
2
3
3
Температурный интервал применения. °С
-30-+65
-30 - +50
-20 - +70
-60 - +90
-40- +120
-40-+120
-40- +120
-60-+150
-50-+100
-50-+130
-30-+100
Коллоидная стабильность, %, выделенного масла, не более