Масла, служащие для смазывания зубчатых передач в агрегатах трансмиссии автомобилей, называют трансмиссионными. Их назначение — уменьшение износа рабочих поверхностей зубьев шестерен и снижение потерь на трение в агрегатах трансмиссии. Они должны обеспечивать хороший отвод тепла от трущихся деталей, защиту их от коррозии, а также длительно сохранять основные характеристики при эксплуатации автомобилей.
Они представляют собой высоковязкие липкие жидкости темного цвета плотностью 0,9—0,94 г/см3.
Классификация трансмиссионных масел производится по их вязкостно-температурным свойствам, назначению и способности воспринимать нагрузки, возникающие при работе зубчатых зацеплений.
Классификация по вязкостно-температурным свойствам подразделяет трансмиссионные масла на:
— всесезонные;
— северные (применяемые в зимний период в районах Сибири и Крайнего Севера).
Классификация по назначению. Различают масла:
— общего назначения для смазывания цилиндрических и конических зубчатых передач (кроме гипоидных);
— гипоидные используются только для конических передач с гипоидным зацеплением;
— универсальные пригодны для смазывания трансмиссий и системы гидроусилителей рулевого управления.
Классификация по способности к восприятию нагрузок:
— масла для цилиндрических и конических зубчатых передач с умеренными нагрузками;
— масла для высоконагруженных цилиндрических зубчатых и конических с круговыми зубьями передач;
— масла для конических зубчатых передач с гипоидным зацеплением, работающих при больших удельных нагрузках в сочетании с высокими скоростями взаимного скольжения зубьев.
У большинства трансмиссионных масел нормируемые ГОСТом и ТУ показатели качества те же, что и у моторных масел.
Кинематическая вязкость при 100°С для всесезонных трансмиссионных масел составляет 14—20 мм2/с, северных— 9—10, специальных для гидравлических усилителей рулевого управления — около 4 мм2/с (табл. 21).
Таблица 21
Классы вязкости трансмиссионных масел (ГОСТ 17479.2—85)
Класс вязкости |
Вязкость кинематическая при 100°С, ммг/с |
Температура, при которой динамическая вязкость не превышает 150 Пас, "С, не выше |
9 |
6,00-10,99 |
-45 |
12 |
11,00-13,99 |
-35 |
18 |
14,00-24,99 |
-18 |
34 |
25,00-41,00 |
— |
Температура застывания для всесезонных трансмиссионных масел составляет от -20 до -27°С, у северных — от -40 до -45°С (табл. 22).
Содержание серы повышает противозадирные свойства трансмиссионных масел, поэтому широко используются присадки, содержащие серу. В результате содержание серы в трансмиссионных маслах достигает 1,2—3,6% (по массе), кроме специальных масел, используемых для гидромеханических передач и гидроусилителей рулевого управления, где присутствие серы недопустимо.
Присадки вводят в трансмиссионные масла с целью улучшения отдельных их свойств: антиокислительные, депрессорные (для понижения температуры застывания), вязкостные (повышающие вязкость при высоких температурах), противопенные. Очень важное значение для трансмиссионных масел (особенно для гипоидных и универсальных) имеют противозадирные и противоизносные присадки, содержащие серу (например, ОТП, Хлорэф-40) (табл. 23).
Таблица 23
Группы трансмиссионных масел по содержанию присадок (ГОСТ 17479.2—85)
Группа масла |
Наличие присадок |
Область применения; контактные напряжения; температура масла в объеме |
1 |
Без присадок |
Прямозубые, конические, червячные передачи; до 1600 МПа; до 90°С |
2 |
Противоизносные присадки |
Прямозубые, спирально-конические и другие передачи; до 2100 МПа; до 120°С |
3 |
Противозадирные присадки умеренной эффективности |
То же; до 2500 МПа; до 120°С |
4 |
Противозадирные эффективные присадки |
Различные трансмиссии, включая гипоидные; до 3000 МПа; до 150°С |
5 |
Противозадирные и противоизносные высокоэффективные присадки и многофункциональные композиции присадок |
Гипоидные передачи; до 3000 МПа; до 150°С |
Маркировка. ГОСТ 17479.2—85 предусматривает в обозначении трансмиссионных масел буквенные аббревиатуры и цифровые индексы. Например, ТМ-5—93 — трансмиссионное масло 5-й группы, 9-го класса вязкости, загущенное.
Масла, приготовленные по ГОСТ 23652—79, ОСТам и ТУ, обозначают сочетанием букв, указывающим на сферу применения масла, а через дефис — значения кинематической вязкости (в мм2/с).
Дополнительные буквы указывают на некоторые другие отличительные особенности масла.
Например, ТС-10-ОТП; ТСп-15К; ТС3-9гип:
буквы ТС обозначают, что это трансмиссионное масло общего назначения;
цифры 10; 15; 9 указывают кинематическую вязкость масла в мм2/с при 100°С;
ОТП — масло с противозадирной и противоизносной присадкой;
К — обозначает, что масло разработано для высоконагружен-ных агрегатов трансмиссии автомобилей КамАЗ;
гип — масло предназначено для применения в гипоидных передачах.
Например, масла ТАД-17и; ТАп-15В:
буквы ТА — трансмиссионные масла автомобилей; цифры 17; 15 — значения кинематической вязкости в мм2/с при 100°С;
Д — указывает, что в состав масла входят не только остаточные, но и дистиллятные масла, получаемые фракционной перегонкой мазута;
и — масло содержит комплекс присадок, обеспечивающих маслу хорошие вязкостно-температурные, противоизносные и антипенные свойства;
п — в состав масла входит присадка;
В — масло создано улучшением свойств ранее выпускавшегося трансмиссионного масла (ТАп-15).
Большинство трансмиссионных масел применяют в агрегатах трансмиссии всесезонно (ТАД-17и; ТСп-15К; ТАп-15В; ТС-14,5-Хлорэф-40), так как они обладают удовлетворительными вязкостно-температурными свойствами и длительным сроком службы. Только в суровых климатических условиях Сибири и Крайнего Севера зимой используют специальные северные масла (ТС-10-ОТП; ТС3-9Гип). Они работоспособны до температуры -50°С. Однако при температурах выше -10°С их смазывающие свойства ухудшаются, вследствие чего их рекомендуют применять в районах с холодным климатом только зимой.
|