В современном автомобильном двигателе насчитывается до 100 сопряженных движущихся деталей. Назначение системы смазывания — снижать трение и износ сопрягаемых деталей путем создания между ними прочной масляной пленки.
Помимо этого моторные масла обеспечивают уплотнение зазоров в деталях цилиндропорщневой группы, отвод тепла и удаление продуктов износа из зон трения, защиту деталей двигателя от коррозии.
Они представляют собой вязкую маслянистую жидкость светло-желтого или зеленоватого цвета плотностью 0,89—0,91 г/см3.
Даже при нормальном функционировании системы смазывания на преодоление трения расходуется до 7% мощности двигателя.
У смазываемых поверхностей различают два вида трения:
— жидкостное, когда детали разделены пленкой масла (например, подшипники коленчатого вала);
— полужидкостное, когда наряду с масляной пленкой есть и прямой контакт деталей (например, поршневые кольца — гильза цилиндра).
Вязкость — это свойство жидкости оказывать сопротивление взаимному перемещению ее слоев (внутреннее трение) под действием внешней силы. Величина этой силы и представляет собой количественную характеристику вязкости (мера сопротивляемости жидкости течению).
Различают кинематическую вязкость — единица измерения , 1 мм2/с = 1сСт (сантистокс), и динамическую — единица измерения 1 Пас (паскаль-секунда) = 10 П (пуаз). Чем выше кинематическая вязкость масла, тем прочнее масляная пленка на поверхности трения, лучше уплотнение колец в цилиндрах, меньше расход масла на угар. Вязкость масла должна быть оптимальная, обеспечивающая жидкостное трение как при длительной работе прогретого двигателя, так и сразу после его холодного пуска при отрицательных температурах окружающей среды. Кинематическая вязкость моторных масел, используемых в смазочных системах автомобильных двигателей, должна составлять 6—8 мм2/с (зимние масла) и 10—14 мм2/с (летние масла).
Вязкость прямо зависит от температуры, при понижении которой она резко увеличивается. При определенном охлаждении масло вообще теряет текучесть. Для моторных масел температура застывания составляет:
— для летних -10...-15°С;
— для зимних -25...-30°С;
— для всесезонных -35...-45°С;
— для северных -50...-55°С.
Вязкостно-температурные свойства являются определяющими при выборе моторного масла для конкретного типа двигателя и условий его эксплуатации.
Высококачественные марки масел не вызывают коррозионный износ деталей автомобилей. Механических примесей в маслах без присадок не должно быть, а в маслах с присадками их значение не должно превышать 0,15% по массе и не вызывать абразивного действия на трущиеся поверхности. Вода в моторных маслах недопустима. Даже небольшое количество воды вызывает образование пены и эмульсии и тем самым ухудшает прочность масляной пленки на деталях
Классификация моторных масел. Согласно ГОСТ 17479.1—85 моторные масла разделяют на классы по вязкости (табл. 14).
Таблица 14
Классы вязкости моторных масел по ГОСТ 17479.1—85
Класс вязкости |
Кинематическая вязкость при температуре 100°С, мм2/с |
Максимальное значение кинематической вязкости при температуре минус 18°С, мм2/с |
не менее |
не более |
33 |
3,8 |
— |
1250 |
43 |
4,1 |
— |
2600 |
53 |
5,6 |
— |
6000 |
63 |
5,6 |
— |
10 400 |
6 |
5,6 |
7,0 |
— |
8 |
7,0 |
9,5 |
— |
10 |
9,5 |
11,5 |
— |
12 |
11,5 |
13,0 |
— |
14 |
13,0 |
15,0 |
— |
16 |
15,0 |
18,0 |
— |
20 |
18,0 |
23,0 |
— |
З3/8 |
7,0 |
9,5 |
1250 |
33/6 |
5,6 |
7,0 |
2600 |
43/8 |
7,0 |
9,5 |
2600 |
43/10 |
9,5 |
11,5 |
2600 |
53/10 |
9,5 |
11,5 |
6000 |
53/12 |
11,5 |
13,0 |
6000 |
53/14 |
13,0 |
15,0 |
6000 |
63/10 |
9,5 |
11,5 |
10 400 |
63/14 |
13,0 |
15,0 |
10 400 |
63/16 |
15,0 |
|
|
|