Дизельное топливо представляет собой смесь получаемых при переработке нефти жидких углеводородов с различными температурами кипения. Достаточно высокая теплота сгорания позволяет автомобилям с дизельными двигателями (которые на 25—30% экономичнее бензиновых) иметь большой запас хода — 600 км и более.
Дизельное топливо должно удовлетворять следующим основным I требованиям:
— определенный фракционный состав для обеспечения хорошего смесеобразования в цилиндрах двигателя. Так, 50% дизельного зимнего топлива должно выкипать при температуре до 250°С, а летнего — до 280°С. Эти температуры оказывают влияние на пусковые свойства топлива: чем больше в нем относительно легких фракций, тем быстрее оно испаряется после впрыска, обеспечивая лучшую полноту сгорания, малую дымность и более легкий пуск дизеля. Более высокая температура свидетельствует о присутствии в топливе тяжелых фракций, которые ухудшают процесс смесеобразования, способствуя повышению расхода топлива, увеличению дымности выпуска отработавших газов и образованию нагара;
— определенная вязкость, необходимая для обеспечения смазки топливной аппаратуры. При недостаточной вязкости ухудшаются условия смазки трущихся деталей. Чрезмерно высокая вязкость затрудняет подачу и впрыск топлива в цилиндры двигателя. Кроме того, ухудшаются условия смесеобразования в цилиндрах из-за уменьшения глубины проникновения струи топлива в камеру сгорания;
— низкая температура застывания, обеспечивающая надежность работы двигателя зимой. Данный показатель характеризует потерю подвижности топлива: при достижении температуры застывания невозможна подача топлива в цилиндры двигателя. Температура застывания летнего топлива должна быть не выше -10°С, зимнего — не выше-35°С, арктического — не выше -55°С.
— низкая температура самовоспламенения, обеспечивающая легкий пуск холодного двигателя;
— наименьший период задержки воспламенения, который способствует обеспечению мягкой работы дизеля (что возможно при воспламенении топлива сразу же после поступления в цилиндры первых его частиц). Запаздывание воспламенения ведет к одновременному сгоранию значительного количества топлива, вызывающему резкое нарастание давления в цилиндрах и жесткую работу двигателя.
Период задержки воспламенения топлива оценивается цетановым числом — это процентное (по объему) содержание цетана в такой смеси его с альфаметилнафталином, которая равна испытываемому топливу в отношении жесткости работы двигателя. Цетан — углеводород с наименьшим, а альфаметилнафталин — углеводород с наибольшим, принимаемым за эталон пределом задержки воспламенения топлива. Чем больше цетановое число, тем мягче работает дизель.
Коррозионные свойства топлива зависят от содержания в нем органических кислот и серы, процентное содержание которых строго ограничивается.
Содержание механических примесей и воды в дизельном топливе недопустимо, так как первые вызывают повышенный износ трущихся деталей топливной аппаратуры и засорение форсунок, а вода приводит к образованию ледяных пробок в топливопроводах в холодное время года.
Основные марки отечественного дизельного топлива: Л (летнее), 3 (зимнее), А (арктическое) (табл. 12, 13).
Таблица 12
Основные характеристики дизельных топлив
Показатель
Л
3
А
Цетановое число, не менее
45
Фракционный состав:
50% перегоняется при температуре, °С, не выше
280
280
255
96% перегоняется при температуре, °С, не выше
360
340
330
Вязкость кинематическая при 20°С, мм2/ с
3,0-6,0
1,8-5,0
1,5-4,0
Температура, °С, не выше: застывания
-10
-3
-55
помутнения
-5
-25
—
Температура вспышки в закрытом тигле, °С, не ниже
40
35
30
Массовая доля меркаптановой серы, %, не более
0,01
Кислотность, мг КОН на 100 cм3 топлива, не более
5
Плотность при 20°С, кг/м3, не более
860
840
830
Таблица 13
Соответствие марок отечественных и зарубежных дизельных