Автомобильные бензины используются в качестве топлива для карбюраторных двигателей. Благодаря относительно большой плотности (0,71—0,74 г/см3) и высокой теплоте сгорания (44 МДж/кг) бензина, автомобили, работающие на этом топливе, обладают достаточно большим запасом хода — 400 км и более.
Чтобы бензиновые автомобильные двигатели могли развивать заданную мощность при высокой надежности и ресурсе, хорошей топливной экономичности и малой токсичности отработавших газов, показатели качества товарных марок бензинов должны соответствовать установленным стандартам и техническим условиям.
Основные свойства бензинов, определяющие их пригодность для двигателей, следующие:
— испаряемость — зависит от количественного соотношения содержащихся в нем углеводородов (фракционного состава) с различными температурами кипения и оценивается по температуре начала кипения бензина. Полностью выкипание бензина должно завершаться при температуре 195—205°С (летние виды) и 185—195°С (зимние виды). Наличие тяжелых, не выкипающих при этих температурах фракций приводит к смыванию моторного масла со стенок цилиндров, к его разжижению и к увеличению износа деталей двигателя;
— стойкость против детонации определяет пригодность бензина для двигателей с высокой степенью сжатия. Это свойство оценивается октановым числом бензина. Чем оно выше, тем больше допускается степень сжатия в цилиндрах двигателя. Для повышения октанового числа бензины этилируют (добавляя этиловую жидкость, содержащую тетраэтилсвинец — антидетонатор). Применение этилированных бензинов запрещено в крупных городах и в курортных местностях ввиду большой токсичности тетраэтилсвинца (ТЭС) и требует соблюдать при обращении с ними дополнительные меры предосторожности. Чтобы этилированные бензины можно было отличать от неэтилированных, их окрашивают. Этилированный бензин А-76 — в желтый, АИ-92 — в оранжево-красный, АИ-98 — в синий цвета;
— примесь серы попадает в бензин из нефти, вызывая появление при сгорании бензина сернистых соединений, что усиливает коррозию деталей двигателя;
— индукционный период дает возможность делать выводы о склонности бензина к образованию смол, т. е. о его химической стабильности. Химическая стабильность бензинов уменьшается с повышением окружающей температуры. Поэтому допустимые сроки их хранения изменяются в зависимости от климатических зон. В районах с умеренным климатом бензин может храниться в топливных баках автомобилей от 3 до 6 месяцев, в бочках не более года, в заглубленных резервуарах до 2,5 года. В южных районах эти сроки примерно в 2 раза меньше, а в северных в 1,5 раза больше.
В России для автомобильных двигателей применяют бензины марок А-76, АИ-92, АИ-95, АИ-98 (табл. 10, 11). В маркировке бензина буква А обозначает, что бензин автомобильный, буква И указывает метод определения октанового числа (исследовательский), а цифрыпосле букв — октановое число, которое характеризует стойкость бензина против детонации. Чем выше октановое число топлива, тем меньше его склонность к детонации, тем больше допускается степень его сжатия, что в свою очередь позволяет повышать мощность и экономичность двигателя.
Все эти бензины, кроме АИ-98 (всесезонный), делятся на летние и зимние. Зимние бензины отличаются от летних более низкими температурами выкипания (испарения) — 10—90% массы бензина. Бензины летнего вида используются в южных районах в течение всего года, во всех других районах (кроме северных) с 1 апреля по 1 октября. Бензины зимнего вида предназначены для применения в северных районах в течение всего года, во всех других районах (кроме южных) с 1 октября по 1 апреля.
Таблица 10
Основные характеристики бензинов
Показатель
А-76
АИ-92
АИ-95
АИ-98
Октановое число, не менее:
моторный метод
исследовательский метод
76
Не нормируется
85
92
Не нормируется
95
89
98
Концентрация свинца, г/дм3, в бензине: этилированном, не более
0,17
0,37
0,37
неэтилированном
Отсутствие
Цвет этилированного бензина
Желтый
Оранжево-красный
—
Синий
Фракционный состав: температура начала перегонки бензина,°С, не ниже
35
35
30
35
10% бензина перегоняется при температуре, °С, не выше
50% перегоняется при температуре, 'С, не выше
90% перегоняется при температуре, °С, не выше
температура конца кипения, оС, не выше
70
115
180
195
70
115
180
195
68
115
180
195
70
115
180
195
Давление насыщенных паров бензина, кПа (мм рт. ст.)
66,7 (500)
66,7 (500)
53,4 (400)
66,7 (500)
Испытание на коррозию на медной пластине
Выдерживает
Индукционный период, мин, не менее
1200
1200
600
1300
Содержание механических примесей и воды
Отсутствие
Индукционный период, мин, не менее
1200
1200
600
1300
Содержание механических примесей и воды
Отсутствие
Таблица 11 Соответствие отечественных и зарубежных бензинов