Главная
 
 

   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 

Проводится набор на дистанционные курсы повышения квалификации 'Информатизация образовательного процесса. Электронное обучение'
подробнее   >>>
 


все новости...

 
 
Отправить форму Консультации о поступлении
 
 

Генератор

Неисправности генератора имеют следующие основные призна­ки: отсутствует зарядный ток при работе двигателя, понижена сила зарядного тока, не обеспечивающая необходимого заряда аккумуля­торной батареи, либо повышена сила зарядного тока.

      Отсутствие зарядного тока генератора при работе двигателя определяется по контрольным приборам (контрольной лампе, ампер­метру, вольтметру) и может быть вызвано выходом из строя ремня привода генератора, неисправностью самого генератора (выходом из строя его щеточного узла, загрязнением контактных колец, замыка­нием или обрывом электрических цепей элементов генератора), а также неисправностью цепи заряда аккумуляторной батареи.

       Определение причины отсутствия зарядного тока генератора це­лесообразно производить в следующем порядке. Сначала необходимо проверить состояние и натяжение ремня привода генератора. За­тем следует проверить вольтметром или пробником с отключенными дополнительными сопротивлениями регулируемое напряжение генератора. Для этого вольтметр подключается к клемме «30» (или «+») генератора и к «массе» с соблюдением полярности, устанавли­вается средняя частота вращения коленчатого вала двигателя (при­мерно 2000 мин-1 ) и включаются основные потребители электроэнер­гии (дальний свет фар, отопитель, габаритные огни). При этом вели­чина напряжения должна быть в пределах 13,7—14,5 В.

      Если регулируемое напряжение генератора находится в указан­ных пределах, то генератор исправен и нужно проверять цепь заряда аккумуляторной батареи. В противном случае необходимо снять ще­точный узел с регулятором напряжения, проверить состояние щеток (их износ, отсутствие заеданий в щеткодержателе) и отсутствие заг­рязнения контактных колец якоря генератора, а также надежность контактов регулятора напряжения, и снова замерить напряжение. Если это не даст результатов, то заменить регулятор напряжения на заве­домо исправный. Если после замены регулятора напряжение не вос­становится, то следует снять генератор с автомобиля для более де­тальной проверки и замены вышедших из строя элементов.

      Пониженная сила зарядного тока проявляется в недозаряде акку­муляторной батареи на автомобиле, при этом снижается накал ламп приборов освещения и изменяется тембр звукового сигнала. Причи­нами пониженного зарядного тока могут быть пробуксовка ремня привода генератора, нарушение работы щеточно-коллекторного узла (загрязнение коллектора, износ или заедание щеток), обрыв и междувитковое замыкание или обрыв в одной из фаз обмотки статора, повреждение одного из диодов выпрямительного блока.

      Для определения и устранения неисправности нужно проверить натяжение ремня привода генератора, надежность контактов прово­дов, снять щеточный узел и проверить загрязненность контактных колец, износ и отсутствие заедания щеток. Если после принятых мер регулируемое напряжение генератора не восстановится, то генератор необходимо снять с автомобиля для проверки и замены вышедших из строя элементов.

      Повышенная сила зарядного тока вызывает перезаряд аккумуля­торной батареи, при этом стрелки контрольных приборов (ампермет­ра, вольтметра) «зашкаливают» при больших оборотах двигателя, а электролит «кипит» и выплескивается из аккумуляторов. Причиной может быть неисправность регулятора напряжения либо аккумуля­торной батареи. В этом случае следует проверить регулируемое на­пряжение генератора, как описано выше, и заменить неисправный регулятор напряжения либо вышедшую из строя аккумуляторную батарею.

      Ремонт генератора состоит в проверке его технического состоя­ния, разборке, проверке состояния его деталей и сборке.

      Проверка технического состояния генератора, снятого с автомо­биля, производится на специальном контрольно-испытательном стен­де, оборудованном электроприводом, обеспечивающим плавное из­менение частоты вращения ротора генератора в пределах от 0 до 5000 мин-1, вольтметром со шкалой 0—30 В, амперметром со шкалой 0—60 А, тахометром и нагрузочным реостатом, рассчитанным на ток до 60 А. Схема для проверки генератора на стенде приведена на рис. 90. Проверка на стенде заключается в определении минималь­ной частоты вращения ротора генератора, при которой достигается напряжение 12,5 В без нагрузки и с нагрузкой, а также в проверке величин тока нагрузки и регулируемого напряжения.

      Проверка минимальной частоты вращения ротора производится при замкнутом выключателе (5) и разомкнутых выключателях (3) и (6). Питание обмоток возбуждения генератора осуществляется от ис­точника постоянного тока (батареи) напряжением 12,5 В, устанавлива­емым реостатом (4), и фиксируется по вольтметру (2). При проверке с нагрузкой, устанавливаемой реостатом (9), замыкается также выклю­чатель (8). При испытании постепенно повышают частоту вращения

ротора, пока напряжение, фиксируемое по вольтметру (10), не достиг­нет  12,5 В. При испытании с нагрузкой реостатом (9) устанавливается нагрузка 32 А, фиксируемая амперметром. Частота вращения ротора, при которой достигается напряжение 12,5 В, не должна превышать (в зависимости от модели генератора) 1000—1100 мин-1 при работе гене­ратора без нагрузки и 1900—2200 мин-1  при нагрузке 32 А. В случае большей величины минимальной частоты вращения следует разобрать генератор и проверить обмотки ротора, статора и диоды выпрямитель­ного блока на обрыв или замыкание, как описано ниже.

      Сила тока нагрузки определяется при разомкнутых контактах (5) и (3) и замкнутых контактах (6) и (8). При частоте вращения ротора генератора 5000 мин-1 и напряжении 13 В сила тока нагрузки должна составлять не менее 40—55 А (в зависимости от модели генератора). В противном случае следует разобрать генератор и проверить его об­мотки и диоды.

      Проверка регулируемого напряжения генератора производится при разомкнутом выключателе (5) и замкнутых выключателях (3), (6) и (8). Напряжение источника постоянного тока (батареи) должно быть в пределах 12,2—12,6 В. Измерение регулируемого напряжения произ­водится по вольтметру (2) при частоте вращения ротора 3500 мин-1 и токе нагрузки, устанавливаемом реостатом (9), 16 А. Величина регу­лируемого напряжения при этом должна быть в пределах 13,7—14,5 В. В противном случае следует заменить регулятор напряжения на заве­домо исправный и продолжить проверку. Если и в этом случае регу­лируемое напряжение окажется меньше 13,7 В, то следует разобрать генератор и проверить его обмотки и диоды.

      Разборка генератора производится в определенной последователь­ности:

      • отвернуть крепления и снять щеткодержатель вместе с регуля­тором напряжения;

      • вынуть стяжные болты и снять крышку генератора вместе со статором;

      • отсоединить фазные обмотки статора от выводов на выпрями­тельном блоке и извлечь его крышки;

      • отвернуть гайку крепления шкива вентилятора и съемником снять шкив с вала ротора;

      • снять при помощи съемника переднюю крышку генератора (со стороны шкива);

      • при необходимости замены переднего подшипника отвернуть винты его держателя и выпрессовать подшипник из крышки при помощи съемника.

      Сборка генератора производится в обратной последовательности.

      Проверка состояния деталей генератора включает в себя про­верку обмотки возбуждения ротора, проверку обмоток статора, про­верку диодов выпрямительного блока.

      Проверка обмотки возбуждения ротора производится при помо­щи омметра. Для этого, подсоединив его щупы к контактным коль­цам якоря, нужно проверить отсутствие обрыва или замыканий в об­мотке возбуждения по величине сопротивления.

      Обрыв в обмотке возбуждения можно определить также при по­мощи индикатора (контрольной лампы), подключив через него к кон­тактным кольцам аккумуляторную батарею. Данная проверка может быть выполнена и без снятия генератора с автомобиля, после снятия с генератора щеточного узла.

      Проверка обмоток статора на обрыв и короткое замыкание про­изводится с помощью индикатора и источника питания (аккумуля­торной батареи). Проверка обмоток статора на межвитковое замыкание производится омметром. При исправных обмотках сопротивление всех фазных обмоток статора должно быть одинаковым (разница не более 10%).

Проверка диодов выпрямительного блока производится при по­мощи индикатора (лампы мощностью 1—5 Вт) и аккумуляторной батареи. Исправный диод пропускает ток только в одном направле­нии. Неисправный может либо вообще не пропускать ток (обрыв цепи), либо пропускать ток в обоих направлениях (короткое замыка­ние). В случае повреждения одного из диодов выпрямительного бло­ка необходимо заменять целиком выпрямительный блок в сборе.

      Короткое замыкание диодов выпрямительного блока можно про­верить, не снимая генератора с автомобиля, предварительно отсое­динив провода от аккумуляторной батареи и генератора и вывод ре­гулятора напряжения от клеммы «30» (клеммы «+») и генератора. Проверить можно омметром или с помощью индикатора и аккуму­ляторной батареи

Проверка регулятора напряжения про­изводится по схеме, показанной на рис. 93, с использованием источника питания на 24 В (можно использовать две аккуму­ляторные батареи, соединенные последо­вательно). При установке потенциометром напряжения 12 В лампочка должна гореть (если не горит, то в регуляторе пробой и его надо заменить). При повышении на­пряжения до 13,7—15,5 В лампа должна погаснуть. Если лампа не гаснет и при бо­лее высоком напряжении, то регулятор не­исправен и подлежит замене.

      Помимо указанных проверок произво­дится проверка износа контактных колец ротора и подшипников. При износе колец свыше 0,5 мм по диаметру (канавка) коль­ца протачивают. Изношенные подшипни­ки с повышенным люфтом или заедани­ем заменяют на новые.

      Техническое обслуживание генерато­ра. При обслуживании генератора следу­ет обратить внимание на его чистоту. Не допускается работа генератора с отсоеди­ненной от зажима «+» аккумуляторной ба­тареей, так как при этом возникают крат­ковременные перенапряжения на зажиме «+» генератора, которые могут вызвать повреждение регулятора напряжения и

электронных устройств и бортовой сети автомобиля.

      Ежедневно следует контролировать работу генератора по прибо­рам.

      Через 10 000—15 000 км пробега подтягивают крепления генера­тора на двигателе. Проверяют и при необходимости регулируют на­тяжение приводного ремня.

      Через 60 000 км пробега нужно снять генератор, разобрать, очис­тить и протереть все детали, продуть сжатым воздухом внутренность корпуса и крышек, проверить состояние контактных колец и щеток.

При необходимости кольца надо зачистить мелкозернистой шкуркой или проточить, а щетки заменить вместе со щеткодержателем, если они выступают из щеткодержателя менее чем на 5—8 мм.

 Если при проверке по этой схеме контрольная лампа горит, то в одном или нескольких диодах имеется замыкание. Если лампа горит при проверке по схе­мам, то замыкание имеется соответственно в одном или нескольких «отрицательных» или «положительных» дио­дах. В любом случае дефектный выпрямительный блок подлежит замене.



Основные работы по ТО автомобильных шин Техническое обслуживание и ремонт рулевого Техническое обслуживание и ремонт тормозных систем Приборы электрооборудования Аккумуляторная батарея Стартер Техническое обслуживание приборов освещения и контрольно-измерительных приборов Кузов, кабина и дополнительное оборудование Ремонт кузовов, кабин и платформ Сборка кузовов 

 
   
   

Реклама: