Главная
 
 

   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 

Проводится набор на дистанционные курсы повышения квалификации 'Информатизация образовательного процесса. Электронное обучение'
подробнее   >>>
 


все новости...

 
 
Отправить форму Консультации о поступлении
 
 

Мышцы скелета

Скелетные   мышцы   осуществляют   как   статическую деятельность, фиксируя тело в определённом положении,  так  и  динамическую, обеспечивая  перемещение  тела  в  пространстве  и  отдельных   его   частей относительно   друг  друга.   Оба   вида   мышечной   деятельности    тесно взаимодействуют, дополняя друг друга: статическая деятельность  обеспечивает естественный  фон  для  динамической.   Как   правило,   положение   сустава изменяется  с  помощью  нескольких  мышц  разнонаправленного,  в  том  числе противоположного   действия.   Сложные    движения    сустава    выполняются согласованным,   одновременным   или   последовательным   сокращением   мышц ненаправленного действия. Согласованность (координация) особенно  необходима для выполнения двигательных актов, в  которых  участвуют  многие  суставы  ( например – бег на лыжах, плавание ).
   
Скелетные   мышцы   представляют   собой   не   только   исполнительный двигательный аппарат, но и своеобразные органы чувств. В мышечном волокне  и сухожилиях  имеются  нервные  окончания  -  рецепторы,   которые    посылают импульсы  к  клеткам  различных  уровней  центральной  нервной  системы.   В результате создаётся  замкнутый  цикл:  импульсы  от  различных  образований центральной  нервной  системы,  идущие  по  двигательным  нервам,   вызывают сокращение  мышц,  а  импульсы,  посылаемые  рецепторами  мышц,  информируют центральную нервную систему о каждом элементе системы.  Циклическая  система связей обеспечивает точность движениям и  их  координацию.  Хотя  управление движением скелетных мышц  осуществляется  различными  разделами  центральной нервной системы, ведущая роль  в  обеспечении  взаимодействия  и  постановке цели двигательной  реакции  принадлежит  коре  больших  полушарии  головного мозга.  В  коре  больших  полушарии  двигательная  и   чувствительная   зоны представительств образуют единую систему, при этом  каждой  мышечной  группе соответствует определённый участок этих зон. Подобная взаимосвязь  позволяет выполнять движения, относя их действующими на организм факторами  окружающей среды.  Схематически  управление   произвольными   движениями   может   быть представлено  следующим  образом.  Задачи  и  цель  двигательного   действия формируется мышлением,  что  определяет  направленность  внимания  и  усилий человека. Мышление и эмоции аккумулируют и направляют эти усилия.  Механизмы высшей нервной деятельности  формируют  взаимодействие  психофизиологических механизмов  управления  движениями   на   различных   уровнях.   На   основе взаимодействия опорно-двигательного аппарата обеспечиваются развёртывание  и коррекция   двигательной   активности.   Большую   роль   в    осуществлении двигательной  реакции  осуществляют  анализаторы.  Двигательный   анализатор обеспечивает  динамику  и  взаимосвязь  мышечных  сокращений,  участвует   в пространственной и  временной  организации  двигательного  акта.  Анализатор равновесия, или вестибулярный  анализатор,  взаимодействует  с  двигательным анализатором при изменении положения тела в  пространстве.  Зрение  и  слух, активно  воспринимая   информацию   из   окружающей   среды,   участвует   в
пространственной ориентации и коррекции двигательных реакций.
    Название «мышца» происходит от слова «мускулис», что значит «мышь».
    Связано это с тем, что анатомы,  наблюдая  сокращение  скелетных  мышц, заметили, что они как бы бегают под кожей, словно мыши.   
Мышца  состоит  из  мышечных  сплетений. Длина  мышечных  сплетений  у человека  достигает  12  см.  Каждое  такое  сплетение  образует   отдельное мышечное волокно.
    Под   оболочкой   мышечного   волокна   располагаются    многочисленные палочковидные ядра. По всей длине клетки  тянется  несколько  сот  тончайших нитей цитоплазмы  –  миофибрилл,  способных  сокращаться.  В  свою  очередь, миофибриллы образованы 2,5 тысячами белковых нитей.
    В миофибриллах чередуются светлые и тёмные  диски,  и  под  микроскопом мышечное волокно выглядит поперечно исчерченным. Сравним  функцию  скелетных и гладких мышц. Оказывается, поперечно полосатая мускулатура  не  может  так сильно удлиняться, как гладкая. Зато скелетные  мышцы  сокращаются  быстрее, чем мышцы внутренних органов. Нетрудно поэтому объяснить, почему улитка  или дождевой   червь,   лишённые   поперечнополосатой   мускулатуры,    медленно двигаются. Стремительность движений пчелы,  ящерицы,  орла,  коня,  человека обеспечивается быстротой сокращения поперечнополосатой мускулатуры.
    Толщина  мышечных  волокон  разных  людей  не  одинакова.  У  тех,  кто занимается спортом, мышечные волокна развиваются хорошо, масса их велика,  а значит, и сила сокращения тоже большая. Ограниченность работы мышц  приводит к значительному сокращению толщины волокон и массы мышц в  целом,  влечёт  и уменьшение силы сокращения.
    Всего в теле человека 656  скелетных  мышц.  Почти  все  мышцы  парные.
Положение мышц, их форма,  способ  прикрепления  к  костям  подробно  изучен анатомией. Расположение и строение мышц особенно важно  знать  хирургу.  Вот почему хирург прежде всего анатом, а анатомия и хирургия  –  родные  сёстра.
Мировые заслуги в развитии этих наук принадлежат нашей отечественной  науке, и прежде всего Н.И Пирогову.


Позвоночник Грудная клетка Конечности Нога и рука Два вида мышечной ткани Нервные связи в мышцах Мышцы выделяют тепло Сила и скорость сокращения мышцы Педагогические основы профессионально-прикладной физической подготовки Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студентов 

 
   
   

Реклама: