Главная
 
 

   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 

Проводится набор на дистанционные курсы повышения квалификации 'Информатизация образовательного процесса. Электронное обучение'
подробнее   >>>
 


все новости...

 
 
Отправить форму Консультации о поступлении
 
 

Разработка стратегии диверсификации для предприятий топливно-энергетического комплекса

При копировании материалов, необходимо сделать ссылку на данную страницу!
«Научная дискуссия: вопросы экономики и управления»: материалы V международной заочной научно-практической конференции. (П сентября 2012 г.) - Москва; Изд. «Международный центр науки и образования», 2012. - 170 с.

Сборник трудов V международной заочной научно-практической конференции «Научная дискуссия: вопросы экономики и управления» отражает результаты научных исследований, проведенных представителями различных школ и направлений современной экономики и менеджмента.

Данное издание будет полезно аспирантам, студентам, исследователям в области практической экономики и менеджмента и всем интересующимся актуальным состоянием и тенденциями развития данного направления науки.
Разработка стратегии диверсификации для предприятий топливно-энергетического комплекса

Викторова Татьяна Сергеевна

канд. экон. наук, доцент ВФ ФГБОУ ВПО МГИУ, г. Вязьма

Мушкатова Мария Сергеевна

старший преподаватель ВФ ФГБОУ ВПО МГИУ, г. Вязьма

В настоящее время для развития топливно-энергетического комплекса предстоит решать крупные задачи в сфере трубопроводного транспорта. Прежде всего, необходимо обеспечить безопасную и надежную работу действующих систем трубопроводов во всей России, Ведь многие действующие трубопроводы уже отработали свой амортизационный срок и требуют проведения ремонтных работ Для проведения ремонта требуется внедрение внутритрубной диагностики и, следовательно. уникальное диагностическое оборудование диагностические снаряды. Благодаря организации внутритрубной диагностики с использованием современных диагностических снарядов, а также разработке и реализации системы ремонтов. можно сократить количество отказов трубопроводов более чем в 5 раз [4]. Следовательно, поставки диагностических снарядов для проведения исследований действующих трубопроводов являются одним из перспективных вариантов развития предприятия нефтегазового комплекса.

Для новых трубопроводов очень важно диагностировать состояние и положение трубопровода до начала перекачки нефти, газа или нефтепродуктов. В этих целях внутритрубную диагностику необходимо проводить сразу после завершения испытаний трубопровода. В ближайшей перспективе предстоит строительство ряда крупных нефте- и газопроводов, что вызвано необходимостью создания новых экспортных направлений и организации разработки нефтяных и газовых месторождений в Сибири я на Дальнем Востоке.

Одним из направлений стратегическою развития Предприятия топливно-энергетического комплекса может быть определена организация собственного производства запасных частей, узлов и агрегатов для поставляемого оборудования и техники. Главными преимуществами при реализации этого направления для предприятия топливно-энергетического комплекса станут:

• сокращение затрат на поставки запасных частей, узлов и агрегатов для проведения сервисного обслуживания ранее проданной техники и оборудования;

• сокращение сроков проведения такого рода обслуживания;

• возможность обретения дополнительного производственного опыта, который в дальнейшем может быть использован для проведения обслуживания не только техники и оборудования, поставщиком которых выступало Предприятие, но и техники других производителей, что позволит значительно повысить объемы производства сервисных работ [1].

Одновременно организация собственного Производства может в перспективе позволить повысить уровень рентабельности сервисных работ.

В основе стратегического направления развития предприятия топливно-энергетического комплекса можно предложить стратегию диверсификации.

Стратегии диверсификации характеризуются расширением существующего портфеля с точки зрения продукта и рынка. Существуют следующие основные причины диверсификации;

• необходимость получить некоторые особые навыки или ресурсы, которые значительно улучшают показатели предприятия;

• желание распределить риск и сбалансировать портфель товаров или услуг компании;

• необходимость обеспечить эффективное использование свободных средств эта причина определяется тем. что организация имеет несколько направлений деятельности, приносящих стабильно большой объем доходов;

• существующие продукты и рынки могут не имен, возможности отвечать задачам роста и прибыльности;

• вероятность появления неспрогиозированной возможности, которая имеет потенциал значительного повышения прибыльности и т.д. [1].

Часто проводится разграничение между концентрической и конгломератной диверсификацией. Рассмотрим различия между ними двумя типами стратегий.

Концентрическая диверсификация используется тогда, когда организация развивает направления, которые производят продукты или предоставляют услуги, сходные с существующими продуктами иди услугами. Организации, желающие произвести концентрическую диверсификацию внешними средствами, будут искать хозяйственные организации, которые в значительной степени связаны с ними в вопросах рынков, каналов распределения, потребностей в технике и ресурсах. При концентрической диверсификации внутренними средствами такие производства организуются предприятием самостоятельно.

Концентрическая диверсификация основана на понимании тою. что ЗВ счет наличия двух типов деятельности может быть достигнута синергия. Однако они могут реализовываться в качестве средств, скрывающих существующие слабости или предыдущие слабые решения, либо развивающих имеющие сильные стороны компании. Финансовые выгоды концентрической диверсификации обычно появляются в течение длительного срока.

Конгломератная диверсификация реализуется, когда организация развивает направления, которые производят продукты или обеспечивают услугами, не имеющими явной связи с существующими продуктами, услугами и рынками. Конгломератная диверсификация обеспечивает значительную финансовую синергию. Это может происходить в форме преимуществ в налогообложении, большей возможности в обучении иди лучшем использовании финансовых ресурсов и т. д.

Данная стратегия в целом рассматривается как имеющая высокий уровень риска, так как компания может не имен, достаточного опыта работы в новой технологии или на новых рынках и не иметь \ правленческих навыков, необходимых для эффективною руководства новым предприятием.

Как и любая стратегия, диверсификация имеет свои преимущества и недостатки (таблица 1).

Таблица 1.

Преимущества и недостатки стратегий диверсификации

Преимущества стратегии диверсификации

Недостатки стратегии диверсификации

Может быть хорошим маршрутом выхода из отрасли, находящейся на спаде

Новая деятельность может потребовать совсем других навыков, которых может не быть в существующей компании

Ориентирована на прибыль

Подходит, главным образом, для больших компаний, которые менее чувствительны е перепадам цен

Помотает снижать зависимость от одного продукта или рынка

Недостаточно внимания уделяется поведенческим аспектам диверсификации (например, каким образом две команды управляющих будут сотрудничать трут с другом)

При ее использовании

Возможно возникновение эффекта масштаба и синергии

Это стратегия высокого риска, обеспечивающая отдачу лишь в долгосрочном плане

может значительно усилить рыночную власть компании в отношении покупателей

стратегия требует значительных резервов денежных средств

помогает повысить кредитоспособность компании

При ее реализации может возникнуть тенденция переноса усилий с имеющегося предприятия на новые

уменьшает и распределяет риск

сложности в нахождении подходящего предприятия для приобретения

Определим, каким образом предприятием топливно-энергетического комплекса может нивелировать выделенные недостатки стратегий диверсификации.

Во-первых, предлагаемое направление развития предприятии уже достаточно хорошо известно, как один из ключевых факторов успеха предприятия нефтегазового комплекса на рынке было выделено наличие определенного технологического опыта компании в сфере проведения сервисного обслуживания поставляемого оборудования. В силу этого такая проблема, как необходимость приобретения новых навыков, в значительной мере является решенной.

Во-вторых, новое направление деятельности является Поддерживающим для уже существующих направлений деятельности предприятия топливно-энергетического комплекса. Поэтому снимаются сразу две проблемы: сотрудничества существующего и новою производств и переноса усилий с существующих производств на новое [3].

В-третьих, как правило, предприятия топливно-энергетического комплекса являются достаточно крупными компаниями, обладающее солидными финансовыми резервами, чтобы самостоятельно осуществлять диверсификацию. В результате такие проблемы, как необходимость значительных финансовых резервов, поиск предприятия для приобретения и другие, перестают быть актуальными. Предприятие в силах самостоятельно развивать новое направление деятельности. Следовательно, предлагаемое направление стратегического развития может быть признано перспективным.

Причины выбора стратегии диверсификации предприятием нефтегазового комплекса отображены на рисунке 1.

Выделим основные особенности предлагаемой для производства в рамках стратегии диверсификации продукции - диагностических внутритрубных снарядов.

Как уже было указано, топливно-энергетическому комплексу в ближайшее время предстоит решать крупные задачи по обеспечению надежной и безопасной работы действующих и строящихся систем трубопроводов. Чтобы в полной мере воспользоваться открывающимися возможностями, прежде всею, необходимо создать диагностические снаряды нового поколения, позволяющие обеспечить комплексную оценку состояния трубопроводов. Получаемая с их помощью информация о коррозионном состоянии трубопроводов, о напряженном состоянии труб, состоянии сварных соединений и изменений этик показателей в зависимости от сроков и режимов эксплуатации, рельефа трассы, состояния грунтов и их коррозионной активности, марок трубной стати, а также от техногенного воздействия объектов, находящихся вблизи трубопровода, от проведенных ремонтов и других факторов, даст возможность определить тенденции и динамику изменения показателей, характеризующих состояние трубопровода и на основе всех них материалов создать обоснованную методологию определения остаточного эксплуатационного ресурса того или иного участка трубопровода, сформировать подходы к проектированию ремонтов действующих трубопроводов и обоснованные технические требования для проектирования, строительства и эксплуатации новых трубопроводов.

Поскольку часть работ по созданию систем внутритрубной диагностики, наиболее востребованных как на сегодняшний день, так и в ближайшей перспективе, Находится еще на стадии разработки, предприятиям топливно-энергетического комплекса может быть предложен вариант долевого финансирования проведения научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и, затем, серийного производства систем диагностического оборудования внутреннего состояния трубопроводов [4].

Существующая сегодня внутритрубная диагностика трубопроводов основана на использовании автономных снарядов - дефектоскопов, движущихся внутри контролируемой трубы под напором перекачиваемого продукта (нефть, нефтепродукты, газ и т. п.). Снаряд снабжен аппаратурой (обычно ультразвуковой или магнитной) для нормативного контроля и технической диагностики трубы, записи и хранения в памяти данных контроля и вспомогательной служебной информации, а также источниками питания аппаратуры. Такого рода диагностический снаряд разработан ОАО «Центр технической диагностики (ЦТД) «ДИАСКАН», но до настоящего времени в серийное производство не внедрен, при диагностике систем трубопроводов используется крайне редко в силу следующих причин. Недоработан и вопрос о возможности изменения диаметра дефектоскопа для диагностики трубопроводов различного диаметра. Кроме того, старые трубопроводы технически не готовы к такому обследованию: имеют место недостатки выполнения при строительстве (сварочный грат, подкладные кольца и т.д.

Вместе с тем, в настоящее время существуют технологические разработки проведения бесконтактных методов диагностики трубопроводов, в частности - термографические исследования, ультразвуковая дефектоскопия, акустический контроль. Следовательно, данное направление предоставляет для предприятий топливно-энергетического комплекса широкие возможности дальнейшего развития [15].

Проведем обоснование эффективности организация собственного производства для предприятия топливно-энергетического комплекса.

Планируется освоение производства диагностических внутритрубных снарядов (ДВС), предназначенных для проведения внутритрубного анализа техническою состояния нефте- и газопроводов, позволяющих осуществлять оперативную оценку состояния трубы, обнаружение утечек тока в местах повреждения изоляции трубопровода, измерение профиля трубы контактным и бесконтактным методами.

Проект предполагает оснащение действующею предприятия новым современным оборудованием. Стоимость проекта 16 миллионов рублей. Срок окупаемости проекта 2,85 г. Финансовый результат проекта 1 686,84 тыс. руб.

Проектом предполагается осуществление собственными силами работ по диагностике состояния нефте- и газопроводов (внутритрубной диагностике) с использованием ДВС собственною производства,

Оценка рынка позволяет говорить о необходимости проведения таких работ на значительных участках трубопроводов. Протяженность трубопроводов, их техническое состояние и, следовательно, потребность в проведении диагностических работ, а также планы строительства новых трубопроводов обеспечат устойчивый спрос на новые услуги предприятия топливно-энергетического комплекса.

Предварительная оценка потенциального спроса на основе имеющейся на предприятии информации, а также анализ размешенных государственных и частных заказов владельцев и строи гелей трубопроводов на проведение работ по внутритрубной диагностике позволяют оценивать объем работ следующим обратом:

• проведение диагностик установленных трубопроводов - от 4000 до 12000 км трубопроводов (не менее 4000 км) ежегодно;

• проведение диагностик нового оборудования - от 2000 до 6000 км трубопроводов (не менее 2000 км) ежегодно.

Следовательно, годовой потенциальный спрос на проведение диагностических работ составляет от 6000 до 18000 км трубопроводов.

Оценка длительности диагностических работ позволяет ориентировать производство па выпуск до 15 ДВС в год.

Кроме того, многие предприятия нефтедобывающего комплекса заинтересованы в наличии собственного диагностического оборудования, что позволяет оценивать дополнительный спрос на ДВС в размере не менее 5 единиц в год [4].

Таким образом, производственный план по выпуску ДВС с учетом необходимости проведения предпроизводственных работ выглядит следующим образом (таблица 2).

Таблица 2.

Прогнозный производственный план выпуска ДВС

Год реализации проекта

2013 г.

2014 г.

2015 г. и последующие

Объем производства ДВС, шт.

2

8

20


Проект предполагается осуществлять совместно с ОАО «Центр технической диагностики (ЦТД) «ДИАСКАН», которым, как было указано выше, часть работ по разработке ДВС уже осуществлена.

Определим основные этапы реализации проекта (схема представлена на рисунке 2). Па предварительном этапе (условно этап определен как проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок) необходимо доработать ряд технических вопросов (изменение диаметра снаряда пот различные виды труб, определение возможности запуска снаряда в трубопроводы, не оснащенные системами вертикального доступа и т.д.), провести предварительные стендовые испытания.

Реализация данного этапа может быть начата уже в настоящий момент, поскольку вся необходимая техническая база имеется в ОАО ЦТД «ДИАСКАН». Таким образом, ответственность на данном этапе распределена между ОАО ЦТД «ДИАСКАН» (техническая и технологическая сторона этапа) и предприятия топливно-энергетического комплекса (финансирование этапа).

На следующем этапе, по завершению предварительных испытаний, необходимо осуществить закупку, поставку, монтаж, наладку и запуск оборудования. Реализация этого и последующих этапов полностью зависит от предприятия топливно-энергетического комплекса. Следовательно, желательно еще до окончания предварительных стендовых испытаний осуществить мониторинг рынка необходимого оборудования, условий поставки и т. д. Ответственность за реализацию предварительных переговоров и заключение договора поставки может быть возложена на коммерческого директора, за выполнение работ по поставке и шеф-монтажу - на технического директора.

Далее, для реализации основного этапа проекта – освоению производства ДВС необходима в структуре новой производственной единицы - производственного отдела в подчинении технического директора. Численность персонала отдела составит 8 человек рабочих и начальник отдела. Ответственность за подбор персонала распределяется между техническим директором (для оценки профессиональной пригодности) и отделом кадров.

Следующим этапом выступает опытное производство первой партии ДВС и стендовые испытания. Ответственные за реализацию этапа - технический директор и начальник вновь созданного производственного отдела.

Доработка ДВС после проведения стендовых испытаний и полигонные испытания осуществляются совместными усилиями ОАО ЦТД «ДИАСКАН» и производственного отдела. Ответственный за реализацию этапа - начальник производственного отдела.

По завершении всех работ по доведению ДВС до уровня промышленного изделия осуществляется последний этап реализации проекта - запуск ДВС в серийное производство. На этом этапе ответственность лежит на начальнике производственного отдела (за освоение серийного производства и выход на запланированные мощности) и коммерческом (за обеспечение сбыта готовой продукции). Укрупненный календарный график проведения работ по освоению нового производства [2].

2013 г.

2014 г.

2015 г.

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

1. Проведение НИР и ОКР

3200

2. Организация и оснащение производственного отдела

8800

3. Опытное производство и стендовые испытания

4420

4. Доработка ДВС и полигонные испытания

4420

5. Первая серия ДВС

12260

6. Выход на плановые мощности

34200

Таким образом, выход на запланированные объемы производства будет осуществлен в 2015 г. Отдача от проекта (выручка от продаж опытных образцов и проведения внутритрубной диагностики) планируется уже на этапе первых стендовых испытаний. В качестве покупателей будут выступать заказчики ДВС ОАО ЦТД «ДИАСКАН» (в общей сложности 25 заказов на диагностику). Финансовый план проекта. Для реализация проекта необходимы следующие единовременные затраты (таблица 3).



20 ЛЕТ КОНСТИТУЦИИ РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ, ПРАВОВОЙ, ПОЛИТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАУКЕ, ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА АЛЕКСАНДРА II. ЕЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЛИЯНИЕ НА СОВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В РОССИИ Публикации Проектирование автоматизированного рабочего места заведующего кафедрой прикладной информатики и информационных технологий филиала ФГБОУ ВПО «МГИУ» в г. Вязьме Разработка модуля для автоматизации функций менеджера по выдаче кредитов Смоленского областного фонда поддержки предпринимательства на платформе 1С: Предприятие 7.7 Влияние организации инновационной деятельности на экономическую эффективность работы предприятия Образование без границ НАУЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ С.Ф. ШАРАПОВА В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ 

 
   
   

Реклама: