Главная
 
 

   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 

Проводится набор на дистанционные курсы повышения квалификации 'Информатизация образовательного процесса. Электронное обучение'
подробнее   >>>
 


все новости...

 
 
Отправить форму Консультации о поступлении
 
 

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Человеку свойственно стремление к защите от опасностей окружающего его мира. На ранних стадиях существования чело­века это выражалось в поиске защиты от естественных опасно­стей, создаваемых климатическими изменениями, стихийными явлениями, дикими животными и т.п. С появлением технических устройств и развитием промышленного производства возникла необходимость в защите человека от техногенных опасностей. Так появилась "Техника безопасности", истоки которой лежат в XVIII в.

Техника безопасности устанавливала приемы безопасной ра­боты для различных профессий. Позднее, в конце ХIХ-начале XX вв. техника безопасности получила дальнейшее развитие и трансформировалась в "Охрану труда", поскольку объединила в себе все вопросы техники безопасности и производственной са­нитарии, т.е. защиты человека от вредных воздействий производ­ственной среды (запыленность, загазованность, шум и т.д.) в про­цессе труда.

В середине XX столетия активно заявили о себе проблемы загрязнения окружающей среды промышленными и бытовыми отходами. Ученые и инженеры (в первую очередь химики, так как вопросы загрязнения впервые наиболее остро возникли в хи­мической промышленности) взялись за решение насущных эко­логических проблем. Так появилась наука "Промышленная эко­логия" или "Охрана окружающей среды".

Немного позже возникла новая область защитной деятельно­сти - "Гражданская оборона", задачей которой является защита населения в военное время и в мирное время - при возникнове­нии чрезвычайных ситуаций.

К сожалению, в течение долгого времени человек приступал к защитной деятельности лишь после понесенного катастрофиче­ского ущерба (гибель людей, массовые заболевания, уничтоже­ние уникальных природных объектов), когда общество начинало осознавать значимость опасности. Иной путь защиты человека основывается на анализе опасностей, создаваемых различными источниками с упреждающим применением соответствующих защитных мер. Реализация этого пути требует разработки мето­дик экспертизы безопасности источников негативного воздейст­вия и создания специальных систем защиты человека и повыше­ния безопасности технических систем.

Реализация такого подхода возможна лишь на базе системно­го анализа опасностей, действующих на человека. Действитель­но, исторически сложившиеся системы безопасности человека на производстве, в природной среде, в чрезвычайных ситуациях есть просто разные грани единого целого. Оказалось, что все упомя­нутые области знаний имеют дело с одними и теми же негатив­ными факторами, разрабатывают общие методы анализа опасно­сти и используют одинаковые принципы защиты. Просто суще­ствовавшие раздельно дисциплины рассматривали проявление факторов в узких рамках - "где или когда". Охрана труда рас­сматривала негативные факторы, возникающие на производстве, охрана окружающей среды - факторы, возникающие в природной или городской среде, а гражданская оборона работала с теми же факторами, но возникающими в военное время или при наступ­лении чрезвычайной ситуации.

Таким образом, был найден общий фундамент, позволяющий провести интеграцию разрозненных научных областей. Такой ин­тегральной наукой стала "Безопасность жизнедеятельности" (БЖД). Безопасность жизнедеятельности как учебный курс заро­дилась в 1988 году, когда возникла необходимость обновления учебных планов высшего образования. В настоящее время обще­профессиональная дисциплина БЖД включена во все Государст­венные образовательные стандарты России.

Безопасность жизнедеятельности основывается на методоло­гии изучения общих закономерностей возникновения и воздейст­вия негативных факторов на человека, ставит целью разработку методов анализа опасности и создание систем защиты человека. Основной предмет изучения в БЖД составляет процесс взаимо­действия человека и его среды обитания.

При написании глав 2 и 3 данного учебного пособия исполь­зованы материалы Щербакова С.Д.



Урбанизация и демография Классификация условий трудовой деятельности Классификация условий трудовой деятельности часть вторая Классификация условий трудовой деятельности, ч.3 Классификация условий трудовой деятельности, ч.4 ЭКСПЛУАТАЦИЯ, ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЕЙ Подвижной состав автомобильного транспорта Основные эксплуатационные свойства подвижного состава Показатели технической готовности Правила технического содержания 

 
   
   

Реклама: