Воздушная среда загрязняется масляным и сварочным аэрозолями, растворителями ароматического ряда ( бензолом, толуолом, ксилолом, ацетоном), испарениями гальванических ванн, углеводородами жирного ряда (бензином, уайт-спиритом) и т.п.Основными видами загрязнений сточных вод на машиностроительных предприятиях являются механические взвеси (песок, окалина, металлические стружка, пыль, флюсы и т.п. и минеральные масла). Концентрация взвесей может достигать 3000 мг/л, а содержание нефтепродуктов до 1200 мг/л. Эмульсированное масло в воде отличается высокой устойчивостью, В общем стоке машиностроительного завода возможно присутствие многих тяжелых металлов. Опасность для водоемов представляют отработанные моющие растворы и эмульсии, приготовленные на основе эмульгаторов, которые затрудняют очистку от нефтепродуктов.
Твердые отходы машиностроительных предприятий имеют ограниченную номенклатуру и довольно постоянны по составу. Основную массу твердых составляют шлак, окалина, зола, горелая формовочная смесь, далее идут шламы, флюсы, древесина (опилки, обрезки, стружка), пластмассы. К твердым отходам относятся значительные количества разнообразной пыли (металлической, формовочной, абразивной и др.). Из твердых отходов утилизируются металлы, окалина. Большая часть отходов вывозится на свалку либо сжигается.
Помимо перечисленных загрязнений, в окружающую среду поступают энергетические загрязнения в виде шума, вибрации, электромагнитных полей, радиоактивных излучений.
Машиностроительные предприятия являются источником значительного шума в жилых кварталах городов. Нарушение акустического режима отмечается в случаях, когда территория завода непосредственно примыкает к жилым массивам. Обычно шум машиностроительного предприятия по характеру звучания постоянный и широкополосный. Наиболее значительные уровни наблюдаются на частотах 500-1000 Гц, то есть в зоне наибольшей чувствительности органа слуха. Для характеристики распространения шума на территории составляются шумовые карты, на которые наносят существующие источники шума. Карта позволяет выявить наиболее опасные в акустическом отношении участки, судить об эффективности мероприятий снижения шума (шумопоглощающих полос, рациональной застройки).
|