Главная
 
 

   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   



Проводится набор на дистанционные курсы повышения квалификации 'Информатизация образовательного процесса. Электронное обучение' Приглашаются преподаватели и сотрудники образовательных учреждений
подробнее   >>>
 

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Проводится набор преподавателей и сотрудников образовательных учреждений на курсы повышения квалификации с использованием дистанционных технологий
подробнее   >>>
 

Московский государственный индустриальный университет проводит набор абитуриентов на заочную (дистанционную) форму обучения на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Новый набор на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

КОНКУРСЫ, ПОСЯВЩЕННЫЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
подробнее   >>>
 


все новости...

 
   
 

Управление ЧС

Студентка: Емелина Галина Игоревна
Группа: 06Бд31
Доклад на тему: «Управление ЧС».

Содержание
Введние...............................................................................................................................................................3
1. Управление в чрезвычайных ситуациях...................................................................................................4
2. Виды ЧС..........................................................................................................................................................8
3. Определение количества пострадавших в ЧС и защита населения при возникновении ЧС..........9
4. Разработка мероприятий по минимизации потерь населения при ЧС.............................................14
Заключение.......................................................................................................................................................16
Список использзованной литературы..........................................................................................................17

Введние
Безопасность жизнедеятельности помогает человеку распознать опасности, осуществлять их профилактику и указывает на действия в ЧС.        
Чрезвычайными ситуациями принято называть обстоятельства, возникшие в результате стихийных бедствий, производственных аварий и катастроф, диверсий или факторов конфликтного характера, которые оказывают отрицательное воздействие на жизнедеятельность, функционирование, экономику или природную среду.
Чрезвычайные ситуации (ЧС) в мирное время могут возникнуть в результате производственных аварий, катастроф, стихийных бедствий, конфликтов (диверсий, террористических актов) и в военное время - при изменении современных средств поражения.
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде (ОПС), значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

1. Управление в чрезвычайных ситуациях
Окружающая среда современного Мира испытывает сильные негативные воздействия как природные, так и со стороны деятельности человека. Наиболее серьезные последствия влекут за собой загрязнения территорий радиоактивными и другими вредными веществами, природные и техногенные аварии и катастрофы, информационные войны и терроризм.
Много бедствий приносит производственная деятельность различных предприятий, наносящая серьезный ущерб окружающей среде Природный и техногенный риск являются факторами, определяющими качество жизни в регионах страны. Вероятность возникновения техногенных ЧС и тяжесть их последствий во многом зависят от конкретных характеристик промышленных и гражданских объектов. Все вышеупомянутые чрезвычайные ситуации в той или иной степени грозят выживанию человечества и вынуждают государства всего мира не только ликвидировать последствия подобных событий, но и быть к ним готовым, чтобы выйти из них с наименьшими потерями. Наиболее готовыми к данным действиям оказываются предприятия, взаимодействующие с вредными и взрывоопасными веществами, поскольку обеспечение безопасности и действия в условиях чрезвычайной ситуации (ЧС), предусмотрены для них Федеральным законом. Менее всего готовы к таким ситуациям иные предприятия, социальные и образовательные структуры, государственные власти любых уровней. Однако и те, и другие и третьи остро нуждаются в подготовке квалифицированных кадров, способных осуществлять всю трудоемкую, но необходимую работу по составлению возможных сценариев ЧС, разработке планов мероприятий по их ликвидации, мониторингу внутренней и внешней среды организации с целью прогнозирования повышения вероятности наступления ЧС.
Правовой основой деятельности РСЧС стал Федеральный Закон от 21.10.1994г. №86 ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Под чрезвычайной ситуацией понимается не ожидаемая, внезапно возникшая обстановка на определенной территории или объекте экономики  вследствие аварии, катастрофы, опасного природного явления или стихийного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей.
Предупреждения ЧС – совокупность мер, выполняемых заранее, т.е. до наступления ЧС, призванные помочь избежать или свести к минимуму количество человеческих жертв, ущерб здоровью  людей, природе, предупредить существенные материальные потери, нарушение жизнедеятельности людей и избегнуть распространения зоны ЧС.
Понятие «ликвидация ЧС» включает в себя определенные действия, направленные на проведение спасательных, аварийных работ, прокладка путей и устройство проездов в завалах для движения техники, закрепление и обрушение каких-либо конструкций, которые в перспективе могут обвалиться, временное восстановление линий связей и коммунально-энергетических сетей и других работ имеющих целью спасти жизни людей, их здоровье сохранить материально-культурные ценности, обнаружения, обезвреживания и уничтожения и не взорвавшихся боеприпасов (задача специальных не отложных работ), а также по возможности минимизировать зоны ЧС. Зоны ЧС - это часть территории РФ, где возникла ЧС. Вся территория РФ включающая в себя землю, воду, воздушные пространства, континентальный шельф и исключительную экономическую зону, находиться под защитой ФЗ.
Целями данного ФЗ № 68 ФЗ являются: собственно ликвидации ЧС, уменьшение величены ущерба и потерь от ЧС, а также действия, предполагающие не возможность условий появления и распространения ЧС.
Законодатель указывает на основные задачи, которые призвана решить РСЧС. В первую очередь это законодательная и нормотворческая деятельность в области защите людей от ЧС, выражается в издании правовых и экономических норм. Выполнение этой задачи крайне не обходимо для обеспечения выполнения других задач. Также РСЧС осуществляет разработку специальных государственных целевых и научнотехнических программ, результатами которых должно стать спасение жизни и здоровье людей, исключение возможности появление ЧС в общем, сохранение материальных, культурных и иных ценностей,  обеспечение непрерывной деятельности социальнозначимых объектов и организаций РСЧС заблаговременно, до наступления ЧС создает финансовые, материальные ресурсы, а также обеспечивает готовность сил и других средств на случай возникновения ЧС. Обеспечивается поток информации между этой системой и другими объектами и организациями, т.е. РСЧС собирает, обрабатывает и обменивается сведениями, касающиеся защите населения и территорий РФ от ЧС и предоставляет их по запросу. Важно  заметить, что РСЧС сотрудничает с подобными организациями в других странах, совместно решаются вопросы спасения и защиты людей от ЧС. В самой структуре РСЧС формируется стройная система управлений, задачи которых является обеспечение готовности всех сил и средств, находящихся под их контролем. На местах так же действуют управления, в их компетенции входит защита населения и территории от ЧС. РСЧС делает прогнозы и оценки последствий возникшей ЧС, а так же анализирует, контролирует и наблюдает за деятельностью организаций в сфере защите от ЧС. РСЧС непосредственно ликвидирует ЧС и оказывает необходимую медицинскую, материальную, правовую, гуманитарную и иную помощь и поддержку пострадавшему населению. Правовая поддержка выражается, прежде всего, в реализации прав и обязанностей населения и в частности тех, кто принимал участия в ликвидации ЧС. В правовом демократическом государстве, я считаю, так и должно быть.
В данном федеральном законе большое внимание уделяется полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, местного самоуправления, т.е. их правам и обязанностей в отношении населения и территории РФ по защите от ЧС. Разделение их полномочий связано не только с иерархичностью систем государственной власти, но и с тем, что на местах органов самоуправления легче сориентироваться в сложившейся обстановке в своем регионе.
Целями данного ФЗ № 68 ФЗ являются: собственно ликвидации ЧС, уменьшение величены ущерба и потерь от ЧС, а также действия, предполагающие не возможность условий появления и распространения ЧС.

2. Виды ЧС
Локальная ЧС – та ситуация, когда пострадало не больше 10 человек, нарушены условия жизни не более 100 человек, размер причиненного ущерба составляет не более 1000 МРОТ. Такая ЧС складывается в пределах объекта (организации, учреждения) и реализуется силами и средствами самого объекта.
Местная ЧС – возникает в рамках одного населенного пункта, пострадавших должно быть от 10 до 50 человек, условия жизни нарушены  у 100 – 300 человек,  ущерб определяется в 1000-5000 МРОТ, ликвидируется силами, средствами местного самоуправления. В пределах объекта РФ может возникнуть территориальная ЧС, соответственно пострадавших будет 50-500 человек, нарушаются жизненные условия у 300-500 человек, ущерб в 5000-0,5 млн. МРОТ.
Региональная ЧС характеризуется числом пострадавших в 50-500 человек также, условия жизни нарушаются у 500-1000 человек, ущерб составляет от 0,5 млн. до 5 млн. МРОТ, возникает на территории 2 субъектов. И территориальная и региональная ЧС ликвидируются силами и средствами органов исполнительной власти, которые оказались в зоне ЧС. Также ликвидируется и федеральная ЧС возникшая в более  двух субъектов РФ, при которой пострадает более 500 человек, условия жизнедеятельности будут нарушены у более чем 1000 человек, ущерб – более 5 млн. МРОТ. Среди всех перечисленных ЧС особенно выделяется транспортная ЧС, выходящая за пределы нашей страны, ликвидацией которой занимаются по решению Правительства РФ формирования федерального значения в соответствии с нормами Международного права. Под аварийно-спасательной службой понимаются органы управления, силы и средства, т.е. единая система, предупреждающая и ликвидирующая ЧС. Неотложные работы при ликвидации ЧС – обеспечение аварийно-спасательных работ, оказание всех видов помощи людям, создание минимальных условий для жизни и здоровья людей, условий для последующих восстановительных работ. Аварийно-спасательные средства – это различного типа продукция, помогающая проведению аварийно-спасательных работ.

3. Определение количества пострадавших в ЧС и защита населения при возникновении ЧС
Для оценки возможных потерь от ЧС по карте устанавливаем площадь жилых массивов, попадающих в область проявления тех или иных опасных факторов. Зная плотность населения, рассчитываем количество пострадавших и определяем степень поражения людей.
При воздействии опасного фактора на территории производственного объекта так же определяем площадь территории объекта, попадающую в зону воздействия и определяем людские потери на производстве, принимая во внимание среднюю плотность работающих на предприятии 250 чел/км2. В пределах складского помещения плотность работающих принимаем равной 50 чел/км2.
По результатам прогнозируемых расчетов составляются карты возможных очагов химического заражения. На топографические карты городов и районов наносятся очаги возможного заражения. Оповещается население о потенциально опасных объектах, в непосредственной близости от которых находятся жилые массивы.
В случае возникновения опасности следует принять меры для защиты жизни людей. В чрезвычайной ситуации штаб по делам ГО и ЧС города немедленно передает сообщение для населения по городской радиотрансляционной сети и внешним громкоговорителям о случившемся, в котором будет сообщен порядок действий: куда, в каком направлении движется ядовитое облако; какой район города, какие улицы, предприятия и учреждения попадут в зону заражения; в какую сторону выходить из этой зоны.
Организация спасательных и других неотложных работ (СиДНР) возлагается на войсковые части гражданской обороны (ГО), формирования ГО всех видов, а также на армейские формирования. Основные усилия направляются на оказание первой помощи пострадавшим и их эвакуацию; на локализацию или ликвидацию ситуации, угрожающей жизни людей; на устранение повреждений, препятствующих ведению СиДНР; на создание условий для ведения восстановительных работ. Спасательные и неотложные работы имеют различное содержание, но должны проводиться одновременно.
Группировка сил ГО для организации ведения СиДЕР создается заблаговременно по решению соответствующего начальника ГО. Состав группировки уточняется при развитии ЧС в соответствии со сложившейся обстановкой, наличием и состоянием сохранившихся сил и средств, а также с объемом работ, который надо выполнить в очаге поражения.
Лица, работающие на предприятиях с известными источниками опасности, должны быть обучены заблаговременно регламентам поведения в ЧС. Они должны быть снабжены средствами индивидуальной защиты и обучены способам их использования. На предприятиях назначаются ответственные лица, которые следят за выполнением мероприятий по созданию стратегических запасов средств ликвидации ЧС, разрабатываются регламенты оповещения при ЧС, а также регламенты взаимодействия различных подразделений при возникновении ЧС.
Необходимо твердо знать когда, почему и как следует применять конкретный вид средств индивидуальной защиты (СИЗ). Выбор определенных СИЗ для данной обстановки зависит от конкретных опасных факторов, которые устанавливаются разведкой.
Изолирующие СИЗ применяются, если фильтрующие средства защиты не обеспечивают достаточную защиту от попадания токсичных веществ через органы дыхания или кожу. Наибольшую опасность представляет первый период развития ЧС, когда концентрации наиболее высоки, а меры защиты в достаточной мере не применяются, могут наблюдаться элементы паники. Изолирующие противогазы: И11-4. ИП-5, КИ1Т-5 (кислородный изолирующий прибор), ПЩ-1Б.
Фильтрующие СИЗ очищают воздух, а изолирующие обеспечивают изоляцию от внешней среды (тогда дыхание осуществляется за счет регенерации выдыхаемого воздуха). Защищают от радиоактивных веществ, отравляющих веществ, биологических (бактериологических) средств, от аварийных химически опасных веществ в любых концентрациях. Основные виды использующихся фильтрующих противогазов: ГП-5, ГП-7, изолирующая маска М-80.
СИЗ в определенной мере предохраняют и от ожогов. Изолирующие средства защиты кожи используются спасательными формированиями, войсковыми соединениями ГО и ликвидаторами (в том числе входящие в невоенизированные формирования). Общевойсковой защитный комплект состоит из защитного плаща, защитных чулок (прорезиненная ткань) с усиленной подошвой (брезент, резина.) и защитных перча ток (с обтюраторами из пропитанной специальным составом ткани). Легкий защитный костюм Л-1 состоит из прорезиненной ткани; брюки сшиты заодно с чулками, подшлемника, рубахи с капюшоном, двупалых перчаток и сумки для упаковки костюма. Зимой костюмы одеваются на верхнюю одежду.
При отсутствии СИЗ промышленного изготовления нужно использовать простейшие (подручные) средства индивидуальной защиты. Так, при выходе из зоны химической опасности следует одеть плотную верхнюю одежду, шею обвязать шарфом, на ноги одеть резиновые сапоги, а на голову - шапку. В случае отсутствия противогаза рот и нос закрыть ватно-марлевой повязкой, предварительно смочив ее водой, а лучше в пятипроцентном растворе лимонной или уксусной кислоты (при аварии с выбросом аммиака), или в двухпроцентном растворе питьевой соды (при аварии с хлором).
К медицинским средствам защиты относятся: аптечка индивидуальная, индивидуальный противохимический пакет, перевязочный пакет, дегазационный пакет. Аптечка индивидуальная (АИ-2) позволяет предотвратить развитие тяжелых последствий воздействия на человека некоторых поражающих факторов при ЧС. В ее состав входят радиозащитные, противорвотные, противобактериальные, противоболевые средства и антидоты.
Индивидуальный противохимический пакет ИПП-8А, ИПП-10А применяется для обеззараживания капельно-жидких 0В, попавших на кожу, одежду, обувь. Пакет содержит флакон с дегазирующим раствором, ватно-марлевые тампоны, инструкцию по использованию и герметичную упаковку.
Пакет перевязочный индивидуальный состоит из бита (ширина 10 см, длина 7 м), двух ватно-марлевых подушечек (для наложения на раны, одна из них подвижна, чтобы наложить на сквозное грудное ранение), булавки для закрепления повязки и правил пользования пакетом.
Комплект для дегазации ИДП-С предназначен для дегазации оружия и обмундирования и состоит из восьми индивидуальных дегазационных пакетов.
Обеспечение защиты населения достигается сочетанием индивидуальных и коллективных средств защиты, их исправностью и постоянной готовностью к использованию по назначению. Защита населения осуществляется проведением комплекса мероприятий, включая следующие:
- укрытие людей в защитных сооружениях;
- рассредоточение рабочих и служащих, продолжающих работу в населенном пункте, и эвакуация населения;
- применение индивидуальных и медицинских средств защиты.
Основным способом защиты является укрытие людей в защитных сооружениях ГО. Однако из-за их дороговизны сочетают все способы: эвакуация уменьшит число людей в зоне поражающих факторов ЧС, а применение СИЗ даст возможность сохранить жизнь людям при нахождении и при выходе из зоны ЧС. Обязательно оповещение населения и обучение способам защиты в ЧС.
Оповещение населения осуществляется штабом ГО населенного пункта. Перед оповещением дается сигнал (гудок) и начинается оно со слов: «Внимание всем…». На промышленных предприятиях оповещение производит штаб ГО объекта не позже, чем через 5 минут после высвобождения максимального количества поражающих факторов. Время сбора и начала работы штаба ГО также 5 минут.
Находясь в помещении, плотно закрыть окна и двери, вентиляционные отверстия. При нахождении на улице необходимо укрыться в любом здании, находящемся поблизости.
4. Разработка мероприятий по минимизации потерь населения при ЧС
Разработка мероприятий начинается с изучения полученных материалов и установления соответствия санитарно-защитных зон (СЗЗ) опасных объектов и их наличие на предложенной карте.
Размер СЗЗ следующий:
- для промышленного предприятия - 500 метров;
- для станции водоподготовки - 300 метров;
- для магистрального газопровода - 50 метров;
- полоса землеотвода для железной дороги - 50 метров.
СЗЗ наносим на топографическую карту по периметру указанных источников штриховой линией.
Опасные объекты, площади заражения которых, не выходят за пределы СЗЗ (взрывоопасный объект и опасный груз на железной дороге), не представляют особой опасности для окружающих. Мероприятия для таких источников будут относиться только к защите жизни персонала объектов
Для химически опасного объекта необходимо рассмотреть направление ветра, а с ним и облако химической опасности. Время подхода облака будет являться временем для принятия решений по защите населения, находящегося за пределами промышленного объекта. Мероприятия могут быть организационными, организационно-техническими или техническими.
Организационные мероприятия касаются области управления ЧС. К ним относится планирование, комплексные проверки состояния объектов ГО, проведение на предприятиях контроля состояния сил и средств на предприятиях, установление персональной ответственности за проведение тех или иных видов работ, направленных на повышение надежности функционирования объекта в условиях ЧС и т.п.
Организационно-технические мероприятия предусматривают решение управленческих задач с использованием технических средств. К ним относятся:
- определение источников опасности и определение зон их действия;
- проведение учений для отработки действий в период ЧС:
- обучение персонала методам активной защиты жизни в ЧС и использованию средств защиты в ЧС;
- разработка регламентов поведения при возникновении ЧС;
- расчет сил и средств, запас которых должен находиться на предприятии и в городе на случай возникновения ЧС;
- определение местонахождения и установление ответственности за исправное состояние и сохранность технических средств защиты населения в ЧС;
- разработка маршрутов эвакуации населения, порядок ее осуществления, установление мест дислокации оперативного штаба, мест сбора для подразделений ГО;
- определение места расположения эвакопунктов, подразделений экстренной медицинской помощи и т.п.
Технические мероприятия включают в себя разработку и внедрение безопасных технологий и техники, средств коллективной и индивидуальной защиты на случай возникновения ЧС, средств защиты и оповещения о ЧС. Технические мероприятия могут проводиться на любом этапе функционирования предприятия или в любой период жизнедеятельности населенною пункта.
Минимизация потерь населения должна быть основной задачей для безопасного функционирования населенного пункта. Эта задача достигается реализацией комплекса мероприятий по защите населения от ЧС. Таблица 2 представляет собой примерный вид таблицы для разработки мероприятий по минимизации потерь населения.
Порядок реализации мероприятий должен осуществляться от технических к организационно-техническим и организационным. Эффективность мероприятий чаще всего падает в том же порядке, поэтому технические мероприятия наиболее предпочтительны. В случае невозможности их реализации (например, их дороговизна) переходят к реализации организационно-технических мероприятий.
Если площади заражения от разных источников будут пересекаться между собой или будут явные области наложения площадей друг на друга, то необходимо рассматривать возможность возникновения эффекта «домино». Суть эффекта заключается в том, что после возникновения аварии на одном источнике опасности и высвобождении первичных поражающих факторов инициируется авария на других источниках опасности, которые будут находиться в зоне высвобождения поражающих факторов; или будет происходить цепная реакция аварийных ситуаций на разных объектах при одном аварийном источнике.

Заключение
Данные об авариях последних лет свидетельствуют, что, несмотря на предпринимаемые усилия в большинстве стран в направлении повышения надежности технологических систем производств, число аварий на различных объектах имеет тенденцию к значительному росту. Наиболее опасными видами аварий являются аварии на химически опасных объектах – объектах со значительными запасами сильнодействующих ядовитых веществ (СД и ЯВ). Особую сложность представляют задачи по прогнозированию чрезвычайных ситуаций (ЧС) при сочетании воздействий нескольких опасных объектов.
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде (ОПС), значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
При прогнозировании чрезвычайных ситуаций чаще всего приходится сталкиваться с несколькими источниками опасности. Используемые в производстве СД и ЯВ могут соседствовать с пожаро- и взрывоопасными объектами. Вероятность взрыва в населенном пункте может существенно усугубить ситуацию.
Взрыв, в широком смысле этого слова, представляет собой процесс весьма быстрого физического или химического превращения системы, сопровождающийся переходом ее потенциальной энергии в механическую работу. Работа, совершаемая при взрыве, обусловлена быстрым расширением газов или паров, независимо от того, существовали ли они до или образовались во время взрыва.

Список использованной литературы
1.Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. / Под ред. О. Н. Русака. – СПб.: Издательство «Лань», 2000. – 448 с.
2.Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. Ч 2 / Под редакцией Е.А. Резчикова и докт. тех. наук В. Б. Носова. 2-е изд., испр. и доп. – М.: МГИУ, 1999. – 248с.

 



Производства и их влияние на продолжительность жизни Формы труда. Труд операторов. Вредные вещества и их воздействие Охрана труда на предприятии Пожарная безопасность Терморегуляция человека Устойчивое развитие техносферы Урбанизация и демография Классификация условий трудовой деятельности Классификация условий трудовой деятельности часть вторая 

 
   
   

Реклама: